- видеовстречи :(

Опыт видеообщения в Google+ для меня закончился бесславно. Как и предполагал, старенький компьютер и медленный доступ в Интернет не позволили наслаждаться синхронным общением. Посмотрю в записи.

Выступал и выступаю за асинхронные многодневные вебинары, которые не только дают возможность текстового общения, но дают его в удобное время в удобном месте. Плюс, позволяют отвечать на вопросы и писать комментарии вдумчиво. А лицезреть мою бородатую физиономию - немного радости ;).

Обмен мыслями не требует дорогого оборудования и не зависит от расстояний и погоды. Но обмен не речевой, а текстовой, чтобы сохранился документ, над которым можно подумать, пошлифовать выражения, чтобы соответствовали  смыслам, которые хочешь передать. Короче, кто за общение текстами, поставьте лайки.

Ваш ВВ

Моя персональная сеть коллег и сообществ

1. В источниках, рекомендованных по теме 2 нашего семинара, преобладает словосочетание "персональная учебная сеть". Я поведу речь о динамичной сети коллег и сообществ, в которой жил последние 20 лет (начиная с подключения домашнего компьютера к электронной почте glasnet.ru).

2. После ухода по возрасту из Института географии РАН в начале 2007 г. завершил переход из сети географов в сети методистов и практиков дистанционного образования в Интернет. В этих сетях участвую с позиции учащегося (на основе личного опыта образования через всю жизнь).

3. Из очно-дистанционного сообщества СТОИК (действовавшего в 2002-2006 гг. с ядром в Москве, на базе очного семинара в Московском энергетическом  институте) с конца 2005 г. перешёл в сетевое сообщество СТОИК-2 в массовой социальной сети - http://my.mail.ru/community/stoik/journal, а через 3 года - в педагогические сообщества Открытого Класса - "СТОИК в openclass.ru" - http://www.openclass.ru/node/25965 и др. Попутно участвовал в сообществах pedsovet.org, edugalaxy.intel.ru и других. Всё же предпочитаю openclass.ru из-за богатого арсенала сервисов web 2.0 и накопленного там опыта строительства и поддержки сетевых сообществ. По запросам на mailto:vann1936@gmail.com отвечу на вопросы по указанным сетям.

4. В экспериментальном семинаре #соразвит14, хотя и числюсь "экспертом", но ощущаю себя со-учащимся. Проблема: как из потока информации выудить достоверные знания об изменениях в моделях и технологиях образования взрослых в цифровой век?
Применительно к сегодняшней теме об "учебных сетях": как интегрировать представления о сетях людей в модель "персональной образовательной среды", которую многие понимают как среду информационную, отделённую от её созидателей и пользователей.

Ответы на вопросы рождают другие вопросы, которые рассматриваем в сети не равнодушных потребителей, а мыслящих коллег.
На десерт - гимн сетевика (на мотив песни из к/ф "Земля Санникова") -

Индивидуализация обучения - рычаг в 2006, тормоз в 2014

Спасибо Ю.Травкиной за перевод текста Дж. Сименса. Ниже - отклик на цитату: "Наша система образования основана на  группах ... а должна быть основана на сетях".

Будем историчны: (понимать и оценивать каждое суждение в контексте его пространственно-временной ситуации). Тем более в современном быстро меняющемся мире с его нарастающим разнообразием.
Дж. Сименс в первые годы ХХ1 века призывал к переходу от образования в группах (класс, аудитория, группа "повышения квалификации"...) к саморазвитию в сети, которую учащийся в зрелом возрасте (после школы и вуза), строит "под себя".
Подчеркнём - УЧАЩИЙСЯ, т.е. тот, кто сам ставит себе задачи своего развития, ищет нестандартные ответы и применяет в своей практике. До "учащегося" надо созреть, надо перестроить своё поведение в образовательном процессе от ведомого к сочетанию в одном лице и ученика, и учителя (в семье, в обществе), и исполнителя, и лидера (в профессиональной деятельности)...
Сименс выпустил в свет свои мысли в 2006 г - на взлёте web 2.0, когда миллионы людей осваивали разные сервисы, самоорганизовывались в их использовании вместо застывшей классно-урочной системы. "Манифест" Сименса "из учебной группы в сеть" отразил перестройку образовательного процесса в эпоху Интернет.
Прогрессивные для своего времени и для определённых возрастных групп идеи Сименса стали тиражировать безадресно и вне исторических условий. "Коннективизм" применяли "от источника", а не от исторической реальности.

А реальность в 2014 г. -   в избыточности информации, с которой индивидууму уже не справиться. Актуальна коллективная фильтрация информации, целенаправленные проекты малых сообществ кураторов содержания... Т.е. исторический маятник возвращается от беспредельной сети к малой группе (в ином качестве). Точнее, групповые мастерские не отменяют персональные сети, а накладываются на них (по модели "лестницы истории"). О "лестницах" подробнее - по запросу в комментариях.

Рефлексия первых дней семинара И.Травкина


Утром третьего дня на "свежую голову" впечатления от происходящего (с дачи за 140 км от Москвы при медленном и ненадёжном доступе в Интернет видна только вершинка растущего айсберга):

1 В ленте твиттера #соразвит14 (основной мосток семинара, если воспользоваться инфраструктурным образом Бора-Бора)


- 17 авторов и упомянутых участников. А по сведениям ведущего участников - более 40 из России, Украины, Белоруссии... (т.е. семинар - массовый и международный)

2. спасибо партнёрам по семинару за поддержку (Иван Травкин записал и выложил в сеть интервью с экспертами; Н.А.Люлькун составила свод ссылок на блоги участников... таких примеров уже много) - это уже не коннективизм (формирование личных социальных сетей), а проявление добровольного СОТРУДНИЧЕСТВА.

3. И.Травкин назвал наше общение в сети "курсом" «Сетевое сотрудничество и профессиональное развитие», а в анонсе - семинаром.
    Я бы назвал его "многодневным вебинаром", потому что семинар спроектирован на две недели, проходит в асинхронном общении участников на сервисах web 2.0 и web 3.0. Задействована и э-почта, т.е. возможность общения в парах в дополнение к многостороннему общению в www (правда, эта возможность не для всех, пока полный список адресов э-почты не обнародован).
    Многодневные вебинары - это не "курсы", а мастерские саморазвития добровольцев в сетевом сотрудничестве.

4. Вебинар Ивана, в моем представлении, отвечает принципу "направляемой самоорганизации" (инициатор готовит веб-инфраструктуру - дороги, по которым покатятся действия участников семинара, + помогает самоорганизации участников в движении по этим дорогам). Ведущий - не преподаватель, а проектировщик и диспетчер движения

Пока остановлюсь в ожидании комментариев сказанного

От сети автономных участников семинара к сообществу партнёров в сетевом проекте

Друзья, хотя многие из нас в жизни не встречались лицом к лицу, заочно знакомы много лет: переписывались по э-почте, общались на разных сайтах web 2.0, участвовали в сетевых проектах в Открытом Классе, Галактике Интел и на других площадках для педагогических сообществ. Сравнивая личные опыты, можем полнее оценить изменения в образовательной среде и в наших действиях в ней.

1. Изменения запечатлены в языке, в ключевых словах, которые используем.
    1.1 Сименс в 2006г. предложил дихотомию: "группы или сети". Напомним контекст: то было время распространения web 2.0, в котором пользователи "спиной к спине" (независимо друг от друга) осваивали разные веб-сервисы. Стихийно формировались сети пользователей того или иного сервиса. А если смотреть "от пользователя", то он, осваивая разные сервисы, вступал в разные сети. Кроме того, будучи профессионалом в том или ином занятии, пользователь входил в тематические группы по своей профессии и другим интересам.
В образовательной системе преобладает тематическая организация по группам (в учебных курсах, семинарах...). Сименс ратует за саморазвитие в сетях. Подчеркнём, что это было 8 лет назад.

    1.2 В первой декаде ХХ1 века. в Рунете распространялось понятие "сетевое  сообщество" (intergu.ru, pedsovet.org, relarn.ru и др.). Вот некоторые источники:
Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества.
http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Din.doc
Карпова М.А. Сетевое образовательное сотрудничество
http://www.altruism.ru:8080/sengine.cgi/5/7/8/12/37?page=
Коржов В. Как изучать сетевые сообщества?
http://www.osp.ru/n
Кремлева С.О. Сетевые Сообщества
http://sociology.extrim.ru/dip/ets/2002/16/028_1.htm
Кузнецов Е.В. "Интернет-государство учителей" - мета-проект будущего
http://pedsovet.kob.ru/tematica/4/article/rep4.htm
Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ
(http://www.flogiston.ru/projects/articles/groupdyn.shtml)
ПАБЛИКА · Калининград. Сетевые сообщества
http://publica.ru/ru2000/community.html
Патаракин Е.Д  Сетевые сообщества и образование
http://uchcom.botik.ru/educ/PUSTYN/lib/self/communities.ru.html
Патаракин Е.Д. Педагогика региональных сетевых сообществ
http://2001.pedsovet.alledu.ru/news.php?n=693&c=41
Патаракин Е.Д. Коллективное создание гипертекстов сетевым сообществом
(http://fio.uven.ru/vio/vio_06/resource/HTML/demo/hypertext01.html)
Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. – М.: Институт развития образовательных технологий, 2005. 36 с.
Щербина В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа (опыт рефлексии становления "киберкоммуникативного континуума")
http://sociology.extrim.ru/buk_setsob.zip
(Ссылки на ресурсы десятилетней давности могли устареть. Проблема сохранности публикаций в Рунет)
 В марте 2005 г. в сообществе СТОИК, действовавшем по переписке с 2002 г.,. был запущен проект ""Знания о сетевых сообществах и умения взаимодействовать в них" (короче - "СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА"). Задачи:
1. познакомиться с опытом других сетевых сообществ;
2. сравнить их опыт с нашим с особым вниманием к социальным технологиям сетевого строительства, к проектированию целенаправленной распределенной работы в Интернет и реализации таких проектов;
3. рефлексировать взаимодействия в СТОИК и корректировать наши сетевые проекты для повышения результативности и общественной пользы.
В проекте изучен опыт сообществ ODN, e-xecutive и др. с особым вниманием к социальной психологии и этике действий в сетевых сообществах (например, Этические нормы поведения в сообществе менеджеров
http://www.e-xecutive.ru/about/declaration/article_89/)

В 2008 г. для поддержки сетевых сообществ педагогов был создан Открытый Класс, а в нём - программа «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития»  http://www.openclass.ru/node/5255

Указанные факты говорят: а) дихотомия "группы - сети" устарела; к этим ключевым понятиям сетевой активности надо добавить понятие "сетевое сообщество"; б) в теории и практике сетевых сообществ Россия не отставала от Запада, просто отечественный опыт недостаточно известен. Освоение отечественного опыта строительства сообществ может стать общественно значимым результатом нашего семинара и его продолжения в разных формах сетевого сотрудничества.

Вебинар 1407 - введение в раздел блога "Учащийся"

Подшивку заметок под общим названием "Вебинар 1407" создал для интерактивного участия в "коннективистком массовом открытом онлайн курсе" (cMOOC), который спроектировал и проводит Иван Травкин с 14 по 30 июля 2014 г. Анонс курса. Программа. Лента в твиттере - #соразвит14.
Многодневные семинары в www провожу много лет. С мая 2007 г. называю их "вебинарами" ("Вебинар А+А", т.е. семинар Андреев + Анненков http://groups.google.com/group/webinarAA/). Кстати, группа webinarAA была создана для общения онлайн участников семинара А.А.Андреева между очными сессиями. В последние годы, когда распространились краткие (час-два) занятия на сервисе с ВКС, меня стали упрекать: зачем употребляете слово, которое теперь понимают по иному? Но ведь в научных школах остаётся традиция постоянно действующих семинаров? Почему же многодневные семинары во всемирной паутине нельзя называть "вебинарами"? Просто добавляю индекс месяца (например, 1407 - 2014, июль).
Проблему сотрудничества в www разрабатываю с 2000 г., когда на съезде географов провёл круглый стол "Интернет и географы", после чего появилась сеть РГО, включавшая в 2001 г. 32 города. В 2002-2006 гг. участвовал в вольном сетевом сообществе СТОИК (Сетевые Технологии Образования, Инноваций, Коммуникации), в котором коллеги из академических институтов, вузов, бизнеса общались очно-дистанционно и сотрудничали в сетевых проектах по подготовке публикаций, конференций, общественных объединений...
Опыт СТОИК использовал в строительстве сетевых сообществ в web 2.0: СТОИК-2 (с 2005 г. - http://my.mail.ru/community/stoik/?ref=cat), Школа информационной культуры личности (с 2007 г. - http://my.mail.ru/community/school-infoclt/?ref=cat), Технологи образования в сетевых сообществах (с 2008 г. - http://my.mail.ru/community/profi-edunet/?ref=cat). Все - в массовой сети my.mail.ru. С 2009 г. перешёл на сайт "Открытый Класс", созданный в 2008 г. Национальным фондом подготовки кадров для поддержки сетевых сообществ педагогов. На этом сайте, который выделяется арсеналом сервисов web 2.0, поддерживаю несколько сетевых проектов. Речь о них пойдёт при обсуждении четвертой темы семинара Ивана Травкина. А здесь замечу, что в 2009-2013 гг. в Открытом Классе на базе отечественного опыта обсуждали все темы нашего июльского 2014 г. семинара.
Если в комментариях к этой заметке будет проявлен интерес к сетевым проектам добровольцев в педагогических сетях, то приглашаю желающих в группу "Образование 3" на Facebook - https://www.facebook.com/groups/714385765289258/, чтобы обсудить модель и технологии для учащихся в сетевых сообществах.

Примечание: работаю за 140 км. от Москвы с медленным и ненадёжным доступом в Интернет; поэтому возможны задержки коммуникации как в лентах семинара И.Травкина, так и в переписке по e-mail (а о видеозвонках в skype говорить не приходится :(

Для ссылок: Анненков В.В. Вебинар 1407 -  введение в раздел блога "Учащийся" // https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=8722292036603700826

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога


Powered By Blogger