Ещё раз об "обучающемся".

 Коллеги из системы "формального" образования (школы, вузы, ИПКРО...) предлагают в нашей коммуникации заменить слово "учащийся" на "обучающийся" (термин последней редакции закона "Об образовании"). Поскольку "учащийся" входит в триаду ключевых слов модели "Образование 3", и нам предстоит неоднократно возвращаться к этому понятию, посвящаю страничку своего блога дискуссии "учащийся VS обучающийся".

В статье 2 ФЗ-273 "Об образовании" читаем: "обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу". В этом определении (как и в других определениях статьи 2) речь идёт об обучающихся в школах и вузах. А как назвать тех, кто учится "неформально" и "информально" - по внутренним побуждениям, в потоке жизни, вне образовательных учреждений? К примеру, уважаемые коллеги разного возраста осваивают что-то новое в группе "Образование 3". Как вас называть?

Понятие "обучающийся" введено в системе формального образования и неправомерно абсолютизировано, навязывается тем, кто учится самостоятельно. Загляните в педагогический словарь:

У Вас не возникает вопросов к управленцам, согласовавшим 10 лет назад термины для субъектов образовательного процесса? Скажем, почему школьников назвали "учащимися", а не "учениками"?  Те же идеи системы "формального образования" заложены и в ФЗ-273.

Не хочу "подставлять" работников образования под огонь начальства, настаивая на критическом отношении к терминологии, спускаемой из канцелярий. В своих учреждениях употребляйте требуемые термины. Но позвольте коллегам в социальной сети толковать слово "учащийся" в соответствии с исторически сложившимся смыслом и применять это слово к разным возрастным категориям учащихся всю жизнь.

ЗАЧЕМ МЫ ВМЕСТЕ СОБРАЛИСЬ

Активист "Образования 3" Раиса Николаевна Шпакова предложила заключить между удалёнными участниками группы договор о сотрудничестве - http://raisagimein.blogspot.ru/2014/08/blog-post.html. Поддерживая эту инициативу, предлагаю начать с заголовка, чтобы уточнить смысл нашего объединения. Мой вариант редакции заголовка:

"Общественный договор 
о сетевом сотрудничестве 
в освоении и дальнейшей разработке 
модели саморазвития взрослого учащегося 
в персонализированном секторе глобальной среды
на основе индивидуальной программы автодидактики"

Аргументы такой формулировки:

А. Общественный договор принимаем для продолжительного (не менее года) сотрудничества добровольцев в целенаправленном сетевом проекте (в отличие от обычных для социальных сетей клубов, где заинтересованные в теме на досуге собираются на общей площадке, но действуют каждый сам по себе - как в дискотеке).

Б. 100 лет назад В.И.Вернадский ввёл в отечественную культуру понятие "учащийся народ" (http://www.openclass.ru/comment/425953). Новое поколение учащихся выросло после Гамбургской конференции ЮНЕСКО (1997 г.), где образование взрослых было признано одним из ключей к ХХ1 веку (http://www.znanie.org/docs/Hdecl.html). Однако до сих пор самостоятельно учащиеся не считаются значимой категорией субъектов дистанционного образования, сопоставимой со студентами вузов или работниками частных корпораций.

Миссия нашей группы - разработка и распространение в обществе модели саморазвития взрослого учащегося (сейчас она обозначена как "Образование 3", но для краткой и ёмкой передачи смысла модели возможны другие названия).

В. В отличие от обучающихся в школах и вузах, где мотивирующую образовательную среду формируют учителя и преподаватели, взрослые учащиеся сами создают себе "персональную образовательную среду", выбирая программы в образовательных учреждениях, курсы дистанционного образования, консультантов и со-учащихся в сетевых клубах и целенаправленных проектах, формируя техническую базу познания и коммуникации (персональные компьютеры и другие электронные устройства), индивидуальные пакеты программного обеспечения ( на ПК и в www), отбирая печатные и электронные источники ( в т.ч. мультимедиа) для своей медиатеки...

Г. Если формирование "персональной образовательной среды" привлекает в последние годы всё более широкое внимание, то проблемы автодидактики взрослого учащегося в педагогическом мире ещё не признаны предметом исследований и прикладных разработок.
Дидактика "монополизирована" учителями и ППС вузов, традиционно ведущими учебный процесс в организациях очного и дистанционного образования. Поиск по ключевому слову "автодидактика" даёт ссылки на немногих авторов. Автодидактика, структурированная на модули общеобразовательных действий, по профессиям и другим критериям, может стать прорывным направлением разработки модели современного взрослого учащегося.

Итак, в заголовке "Общественного договора..." уже пора обозначить оригинальную триаду нашей модели: "взрослый учащийся - персональная образовательная среда - автодидактика". Подробности триады будем обсуждать в сентябре. А сегодня актуально её утверждение в сознании членов группы "Образование 3".

Учащиеся чтобы творить в третьем возрасте.

В последнее десятилетие государство российское помогает старшему поколению учащегося народа овладеть компьютерами и комммуникацией в Интернет. Для пенсионеров создают кружки компьютерной грамотности. Дедушки и бабушки общаются по электронной почте, через skype и другие видеосервисы.

Но такие задачи - лишь первая ступенька к раскрытию потенциала старшего поколения, которое способно на большее и в своих семьях, и в обществе. Что имею в виду, поясню на примере моей жены и её сокурсника, окончивших геологический факультет МГУ 60 лет назад.

В прошлом году Майя Григорьевна Добровольская  с помощью семьи издала книгу "Моя жизнь в экспедициях, шахтах, ИГЕМ РАН". На основе десятков полевых дневников и записных книжек она описала свои исследования в Забайкалье, Приморье, Якутии, других регионах России и республиках СССР, в Болгарии, Польше, на Кубе... Ежегодно повторялся цикл "сбор образцов в полевой сезон - их изучение в лабораториях в Москве - представление результатов на  всероссийских и международных конференциях и в научных журналах". Эта цикличность - от сбора фактов до обнародования результатов - вошла в плоть и кровь научного сотрудника Института геологии рудных месторождений. На пенсии появилось время (и домашний компьютер), чтобы поделиться жизненными наблюдениями свидетеля разных исторических эпох...
Вслед за книгой о профессии, МГД написала и передала внучке книгу "Моя семья" - ещё один штрих к истории России и её народа.



Другой впечатляющий пример творчества в третьем возрасте - десяток книг сокурсника МГД В.В.Козлова. Поселившись в подмосковном "поместьи", которое приобрели его сыновья - крупные бизнесмены, Владимир Викторович пишет о людях (космонавтах, геологах, известных учёных...), с которыми сводила жизнь, о местах, в которых работал. Использует свой фотоархив, накопленный за долгую жизнь. Сыновья помогают издать богато иллюстрированные книги, что мотивирует на создание новых и новых.

Эти примеры вдохновляют не только учиться, но творить на основе приобретённых знаний. Учёба всю жизнь для творчества на пользу семье и обществу.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога