КОК как составляющая информационной культуры личности

Направление: КОМПЬЮТЕРНО-ОПОСРЕДОВАННАЯ КОММУНИКАЦИЯ


Руководитель: д. пед. н. И.Н. Розина (Ростов-на-Дону)

Координаторы: д. филол.н. Е.И. Горошко (Харьков, Украина), к. пед. н. В.В. Гура (Таганрог), к. пед. н. Е.Н. Ястребцева (Москва)


Данное направление призвано объединить специалистов, работающих как в области компьютерно-опосредованной коммуникации, так и других видов коммуникации, опосредованной различными информационно-коммуникационными технологиями (в первую очередь интегрированными с компьютерными, такими как мобильный телефон, смартфон, коммуникатор, интернет-телефония, интернет-радио, цифровое, «живое» телевидение и пр.). Уточним ключевые термины и понятия, используемые нами.

Компьютерно-опосредованная коммуникация (computer-mediated communication) (КОК) – прикладное направление теории и практики коммуникации, в котором исследуется процесс создания людьми электронных сообщений (чаще мультимедийных) для формирования их знания и установления взаимопонимания в различающихся электронных средах, контекстах и культурах.

Информационно-коммуникационные технологии, ИКТ (information-communication technologies) – комплекс, объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, а также регулирующие их системы и средства, предназначенные для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг. Термин пришел на смену термину (новые) информационные технологии, ИТ (information technologies, IT), что отражает происходящие изменения в технологиях. Иногда используется в сокращенном варианте – «инфокоммуникационные технологии».

Данное направление является междисциплинарной областью знания, требующей объединения широкого спектра специалистов из информатики и социально-гуманитарных наук, таких как философия, лингвистика, психология, педагогика, социология и др. Такой подход позволит комплексно рассмотреть проблемы коммуникации, опосредованной компьютерными и другими информационно-коммуникационными технологиями, обобщить имеющиеся в мире представления о коммуникативном подходе и коммуникативной парадигме в данном направлении, а также расширить представления о современном коммуникативном знании и ИКТ всех, интересующихся данной проблематикой.


ТЕМАТИКА ИССЛЕДОВАНИЙ И ДИСКУССИЙ


Теория и методология исследований опосредованной коммуникации

Теория и модели опосредованной коммуникации

Коммуникативный процесс в информационно-коммуникационной среде как объект и предмет научного изучения

Развитие понятийно-терминологического аппарата

Методы коммуникативных исследований, в том числе на основе ИКТ

Междисциплинарные подходы к исследованиям опосредованной коммуникации

История развития ИКТ

Сравнительные исследования развития ИКТ в России, СНГ и других регионах мира

Становление и самоопределение компьютерно-опосредованной коммуникации в системе социальных наук и коммуникативистике


Опосредованная технологиями коммуникация

Технологические компоненты электронной среды

Организационные подходы

Гипертекстовая и гипермедийная структура

Пространственно-временные характеристики электронной среды

Содержательное наполнение медиасреды

Социально-гуманитарные исследования медиасреды

Языковые особенности и дискурс медиасреды

Невербальные формы коммуникации в электронной среде


Уровни компьютерно-опосредованной коммуникации

Коммуникативные аспекты человеко-компьютерного взаимодействия

Виртуальная идентичность и самопрезентация в электронной среде

Межличностная коммуникация на основе ИКТ и Интернета

Групповая коммуникация на основе ИКТ и Интернета

Коммуникация в организациях на основе ИКТ и Интернета

Массовая коммуникация на основе ИКТ и Интернета

Влияние ИКТ на личность, взаимодействие людей, социальные институты и общество


Прикладные аспекты компьютерно-опосредованной коммуникации

Межкультурная коммуникация на основе ИКТ и Интернета

Профессиональные, научные и образовательные интернет-сообщества

Гендерные аспекты КОК

Электронная коммерция, коммуникативный менеджмент и маркетинг на основе ИКТ и Интернета

Интернет и СМИ

Политический дискурс и национальная государственная политика в Интернете

Интернет как информационно-коммуникативная среда

Глобализационные процессы в информационном обществе

Культура и искусство в цифровую эпоху

Техническая коммуникация

Электронные библиотеки

Мобильные системы коммуникации


Образовательно-педагогический контекст ИКТ

Педагогическое проектирование электронных медиаобразовательных ресурсов и сред

Программы и курсы коммуникативного обучения в средней, высшей школе и системе переобучения (ИКТ как предмет, средство, среда)

Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация

Коммуникативный контекст в дистанционном, корпоративном и смешанном обучении. Особенности E-learning

Коммуникативная компетентность в цифровую эпоху

Языковое обучение на основе ИКТ и Интернета

Поиск и навигация в информационно-коммуникационном пространстве


Критические подходы к ИКТ

Человек в информационно-коммуникационном пространстве

Этические нормы взаимодействия, поведения и культурные ценности в электронной среде

Информационная безопасность и экология

Проблемы интеллектуальной собственности и авторского права. Цифровое право.

Явление «Цифрового неравенства»

Языковые барьеры в КОК

Критический анализ и оценка открытых информационных систем и ресурсов


Групповая деятельность участников в реализации данного проекта преимущественно осуществляется на основе ИКТ по четырем направлениям:

  • активизация взаимодействия участников внутри проекта;

  • привлечение ресурсов РКА и заинтересованных организаций;

  • подключение заинтересованных специалистов из смежных областей;

  • информирование научной общественности о результатах проекта.


Данные направления деятельности могут быть реализованы группой через решение следующих задач и проекты:

  • Модерирование списка рассылки по теме Компьютерно-опосредованная коммуникация. В подписной лист будут подключены (в соответствии с Положением о членстве РКА) – члены РКА и участники проектов РКА, получившие подписку в качестве бонуса, а также все желающие по ознакомительной подписке на 3 месяца.

  • Мониторинг электронных ресурсов по указанной тематике с размещением наиболее интересных веб-источников на специализированной странице библиотеки РКА и обновлением ее на постоянной основе.

  • Формирование секции Компьютерно-опосредованная коммуникация на конференциях РКА и ее партнеров (по согласованию с программным комитетом конференции).

  • Подготовка и рецензирование специализированного тематического раздела апрельского выпуска журнала «Образовательные технологии и общество» (в соответствии с договоренностью между РКА и Восточно-Европейской подгруппой – East-European Subgroup of International Forum "Educational technology and society", IEFTS East-Euro).

  • Обзор материалов, публикуемых в данном направлении, в том числе в журнале “Computer-Mediated Communication” в соответствии с договором о сотрудничестве между РКА и ICA и проектом «Онлайновые ресурсы и журналы ICA для РКА».

  • Экспертиза и рецензирование работ, поступающих по данному направлению в рамках конкурса РКА «Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию».

  • Поддержка и издание специализированных сборников материалов, монографий, учебных пособий и словарей, а также публикация обзорных статей по данному направлению в изданиях РКА и заинтересованных издательствах (при наличии договоренности).

  • Создание социального сервиса для активизации жизнедеятельности сообщества – обмена различной информацией (приглашения на конференции, семинары, ссылки на ресурсы, в том числе медиаресурсы, и пр.), групповых дискуссий, рецензирования размещаемых материалов, оформления персональных страничек участников группы и пр.


Приглашаем всех заинтересованных к подписке на список рассылки по направлению «Компьютерно-опосредованная коммуникация» и к участию в обозначенных проектах в рамках деятельности РКА, а также в совместных проектах.


Сведения о координаторах группы


Горошко Елена Игоревна, д. филол. н., профессор, заведующая кафедрой межкультурной и деловой коммуникации Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (Харьков, Украина), автор более 150 публикаций в области психолингвистики, гендерных исследований, информационного общества и Интернет-студий, включая четыре монографии, учебные пособия и словари. Занимается вопросами преподавания через Интернет с 2001 года. Email: elegorosh@yandex.ru, персональная страничка: http://www.textology.ru/goroshko/.

Гура Валерий Васильевич, к. пед. н., зав. кафедрой социальной педагогики и психологии Таганрогского государственного педагогического института, автор более ста двадцати научных статей и двух монографий. Эксперт программы "Информация для всех". Область интересов: теория и практика педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов, разработка инструментария для педагогического проектирования, психологические и культурологические аспекты компьютерно-опосредованной коммуникации. Email: gura50@mail.ru

Розина Ирина Николаевна, д. пед. н., профессор кафедры ИТ, зав. научно-исследовательской лаб. «Прикладная коммуникация», НОУ ВПО Институт управления, бизнеса и права (Ростов-на-Дону), президент Российской коммуникативной ассоциации (с 2006 – по н.в.), автор более 130 публикаций в области методики преподавания информатики, ИКТ, компьютерно-опосредованной коммуникации, в том числе монографии «Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация» (М.: Логос, 2005) и нескольких учебных пособий. Редактор, помощник редактора и приглашенный редактор нескольких научных журналов и сборников, в том числе «Вестник РКА», Russian Journal of Communication, «Образовательные технологии и общество». Руководитель и участник нескольких научных и образовательных проектов, в том числе «Обучение и доступ к Интернет» (2001-2005), "Медиа – образованию" (2002-2005). Email: rozina@iubip.ru

Ястребцева Елена Николаевна, к. пед. н., зав. лабораторией "Школьная медиатека" Института средств и методов обучения Российской академии образования (Москва), координатор "Школьного сектора" Ассоциации RELARN, гл. редактор электронного издания для учителей и библиотекарей школ "Педсовет по средам" (с 1997 г.), координатор ряда Всероссийских и международных Интернет-программ – "Программы межшкольных связей по Интернет"(1996-1999), «Обучение и доступ к Интернет» (1999-2001), "Медиа – образованию" (2000-2002), исп. директор и научный рук. программы Intel (R) «Обучение для будущего» (2002-2006), генеральный директор мультимедийной компании "КМ Образование" (2006-по наст. вр.). Автор более 200 статей и книг по проблемам использования средств новых информационных технологий в учебной и проектной деятельности, в том числе, 3 монографий. Email: pedsovet@list.ru; личная страница: http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/%D0%A3%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA:ElenaY

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога