Образовательная среда как внешняя структура, в которой учащийся организует процесс саморазвития

Следуя известному науке структурно-генетическому анализу, различаем в образовательной среде "структуры" и "процессы" (последние - двух типов: воспроизводство структуры через функционирование её составляющих; перестройка структуры, её развитие под влиянием внешних и внутренних факторов)
Структуры - это устойчивые сочетания объектов, явлений.
Например, "классно-урочная система" обучения детей - это структура образования, которая воспроизводилась из поколения в поколение вплоть до настоящего времени. Эта структура (с некоторыми изменениями) была перенесена и в образование молодёжи (лекции и семинары в аудиториях вузов), и в просвещение взрослых (вечерние и воскресные школы...).
Распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (вплоть до глобальной сети Интернет) дало толчок становлению новых структур образования:
а) Дистанционное обучение и самообразование пользователей web 2.0 "спиной к спине" (это - переходная структура, где главная роль в образовательном процессе переходит от "учителя" к "учащемуся", который сам выбирает, в какой среде ему учиться, меняет соотношение очной и дистанционной коммуникации, разрабатывает индивидуальную программу своего развития или стихийно адаптируется к обстоятельствам).
б) Кооперативное саморазвитие в сетевых сообществах (от "а" отличается поворотом учащихся "лицом к лицу": сотрудничеством в парах и группах по целенаправленным проектам).
Сообщества основаны на разделении труда и взаимодополнительности участников. Разделение труда в сетевых сообществах удалённых друг от друга партнёров возможно при неукоснительном выполнении своих функций в сетевом проекте. Функции партнёров определяются в соглашении с ведущим проекта и прекращаются письменным уведомлением о выходе из проекта.

Процессы функционирования персональной образовательной среды  идут независимо от учащегося в ней.  Учащемуся важно включать в ПОС надёжных партнёров и устойчивые структуры (источники информации, каналы коммуникации...).
Напротив, развитие ПОС (её перестройка) направляется самим учащимся в соответствии с тактическим и стратегическим планами его саморазвития. К процессам развития ПОС учащимся относим:
а) выбор консультантов, со-учащихся, сообществ и налаживание взаимодействий с ними;
б) строительство учащимся новых сообществ для совместного решения проблем, которые ставит жизнь;
в) освоение учащимся новых для него компьютерных программ, веб-сервисов...;
г) пополнение учащимся своей медиатеки фундаментальными источниками;
д) создание учащимся в своей ПОС новых структур (например, веб-портфолио вместо бумажного портфолио...)

Процессы развития ПОС - это часть саморазвития учащегося. Существенная, но не единственная. Развитие ПОС подчинено движению учащегося к целям - решению очередных проблем жизни.

Выделение в персональной образовательной среде учащегося структур (социальных, информационных, технических, технологических...) и процессов (функционирования, развития...) помогает спроектировать среду под актуальные задачи и управлять изменениями ПОС.

В комментариях поделитесь опытом обустройства своей ПОС. 

Диалог с В.М.Богатырёвым о Вебинаре 1501с

Спасибо, Владимир Михайлович, за рефлексию (http://obrazovanie-3.blogspot.ru/2015/01/20150125-1501-www.html) недельного хаоса самоорганизации учащихся дистанционно. Ниже - моя реакция, не от "лидера" (таковым меня сделала ситуация в группе), а от "со-учащегося": Как обычно, реакция в форме диалога (следуя тексту БВМ).

БВМ: "...первой «защиты»... проекта, обреченной стать образцом для последующих «защит»"
АВВ: Предлагаю не "образцы" (для тиражирования"), а "образчики" (для размышления).

БВМ: "первый вопрос: «остальных не зацепила тема?"
АВВ: вариантов ответа несколько:
а) "пригласил всех" через пост на странице группы. Однако большинство записавшихся в группу, в неё и не заглядывают. Проблема нового исторического типа организации образовательного процесса по сути волнует немногих. К тому же для её восприятия, тем более - для поиска, нужна очень сильная мотивация. 111 человек, которые не следят за форумом группы, не получив личного уведомления, остались "за бортом".
б) тема (ОДИ "защита") не увлекла формулировкой. А суть - не понятна тем, кто не в потоке.
в) "не зацепила" не тема, а ведущий недельного вебинара. Известно, что на занятия в свободном режиме часть студентов идёт за знаниями по проблеме, другие - на "докладчика".

БВМ: "Григорий Олегович Громыко так напористо провел видео-интервью с ВВА (не по теме вебинара), что выбил нашего лидера из графика вебинара"
АВВ: эта самоорганизация произошла в начале предыдущего Вебинара 1501b, а не 1501с.

БВМ: "второй вопрос: есть ли смысл выносить на «защиту» только замысел проекта?"
АВВ: "Обречены" защищать замыслы, так как за чередой недельных вебинаров времени на серьёзную разработку собственных проектов не было. Защита замысла тоже имеет смысл: утвердиться в задуманном; собрать единомышленников, испытать подготовленную площадку проекта...
В нашей ситуации "защита" - не завершение, а начало реализации задуманного проекта.

БВМ: "что все-таки является целью проекта, защищаемого на нынешней неделе?"
АВВ: на неделе 19-25 января акцентировал внимание не на проект, а на алгоритм сетевой защиты проекта. Проект "Учащиеся третьего возраста..." был предметом взаимодействий на неделе 11-18  января.
Возможно, совмещение в Вебинаре 1501с разных задач было ошибкой: слишком сложно для согласования единой позиции удалённых друг от друга коллег. Будущие "защиты" (особенно профессиональных преподавателей вузов) дадут более удачные образчики.
Цель проекта "Учащиеся третьего возраста..." надо было обсуждать в Вебинаре 1501b. Однако та неделя началась не по плану и прошла с минимумом взаимодействий.
Общая цель занятых в проекте утверждается в обмене суждениями. Таковой не состоялся. Что касается моей (частной) позиции, то цель вижу в объединении ветеранов (и "примкнувших к ним") взаимопомощью саморазвитию по модели "учащийся - персональная среда - автодидактика развития в этой среде". Причем "персональную среду" в сетевых проектах строим во всемирной паутине (на каких площадках и сколько их - зависит от "подкованности" учащегося в ИКТ, круга привычного общения и от энергии)

БВМ: "...очень хочу, чтобы наша цель была в том, чтобы вовлечь в сетевое партнерство квалифицированных людей, независимо от места их жительства, для реализации проектов, которые нам кажутся вполне серьезными и не имеющими характер "понарошку".
АВВ: наши цели совпадают, а вот взгляды, как к ним двигаться?

* "...вовлечь в сетевое партнерство квалифицированных людей" предполагает 3 задачи:
1. налаживание "партнёрства" (взаимопомощи: я - тебе, ты - мне);
2. партнёрства сетевого - между знакомыми и незнакомыми людьми в глобальной "паутине";
3. как поднять качество? - можно пригласить тех, кого считаем "квалифицированными". В заочном общении - не факт, что откликнутся. Другой вариант: бросить клич и доводить откликнувшихся до требуемой квалификации.

** через проекты для решения проблем жизни, а "не понарошку"
В сети мы лишь выделяем проблемы и "проигрываем" пути решения. Сетевые проекты - подготовка к действиям в материальной "среде обитания". Нередко они - "понарошку". Надо различать, что "Богу" (в Сети), а что - "Кесарю" (в материальной действительности).

Стратегическая цель нашей группы "Образование 3" освоить новый тип образовательного процесса (саморазвития взрослых в персональном сегменте всемирной паутины по своим автодидактикам) и распространить этот тип среди взрослого населения своей страны, затем и других стран (с иной культурой). В проекте "Учащиеся третьего возраста..." эту цель ставим перед ветеранами с учетом особенностей их помыслов как учащихся на протяжении жизни, возможностей их возраста и конкретной ситуации.

БВМ: ...налицо проблема "каждый ветеран о своём"...  Уж очень сильно надо постараться, чтобы ветерана "распредметить" и "размундирить".
АВВ: такая проблема - у всех взрослых, развивающихся в русле "профессионального образования". У ветеранов - инерция стереотипа. В "Образовании 3" ломаем барьеры профессий.


Диалог БВМ-АВВ получился весьма обширным. На мой взгляд, этот диалог - самостоятельный источник раздумий в группе "Образование 3". Поэтому копия - в ленту нашей группы.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога


Powered By Blogger