Ещё раз о самоопределении: "2" или "3"?

Случалось ли коллегам - преподавателям вузов - наблюдать на очных семинарах такую картину: есть записавшиеся на семинар (В Вебинаре 1409b - 15 человек), а "в аудитории" - молчание?

Во вторник 9.09.2014 в блоге Р.Н.Шпаковой - http://raisagimein.blogspot.ru/ - был пост ...по поводу Дня учащегося народа. В остальные дни недели - тишина (если не считать трёх моих постов в блог и одного - в Глоссарий). Зачем 50 человек записывались в группу? Ведь все материалы открыты; чтобы читать, не надо быть членом группы.
Я не силён в ИКТ. Возможно, записывались, чтобы без труда получать уведомления о "новых поступлениях". Тогда это - Образование "2", а не "3". Т.е. большинство обманывается, причисляя себя к новому типу образования, основанному на сотрудничестве?  Коллеги не чувствуют разницы между коннективизмом и сотрудничеством, взаимопомощью? Так или иначе, но факт остаётся фактом: подавляющее большинство самозаписавшихся (как и утвердивших их вступление в группу) хранит молчание :((. 

Моя персональная образовательная среда в Facebook

В русле задачи Вебинара 1409b (поделиться опытом строительства ПОС) выбрал, казалось бы, узкое направление: моя среда в FB (для большей конкретности и интереса со стороны коллег по группе "Образование 3").

Зарегистрировался в этой социальной сети в 2009 году, когда в Федеральном институте развития образования методом включённого наблюдения стал изучать саморазвитие взрослых в социальных сетях. Но пять лет отдавал предпочтение сетям учителей в Открытом Классе (openclass.ru - сайт Национального фонда подготовки кадров) и в Галактике Интел (edugalaxy.intel.ru), а массовая сеть Facebook оставалась на периферии интересов. В 2014 г. подружился с Ю.Н.Белоножкиным (Сочи) и ВМ.Богатырёвым (Донецк). Вместе с ними провёл Вебинар 1406 "День рождения как день открытых дверей", в ходе которого Владимир Михайлович основал группу для разработки модели "Образование 3". Любовь к своему детищу :) привела в Facebook.

Обнаружил, что эту среду используют гораздо меньше её возможностей. Заходят "по подписке" (получив в свой п/я уведомление о новом посте или комментарии в тех форумах, на которые подписаны). Ставят "лайки" (не понятно, за что), импульсивно отвечают на последние посты в ленте (а помнят ли, о чём шла речь раньше?), "расшаривают" (от "share") понравившееся... А работа с документами? С опросами? Сочетание многостороннего общения в "дневнике" (time line) с двусторонней перепиской? Общения в группе, в кругу друзей, через личную страничку? И многое другое...

Короче, выстраивание своей ПОС в Facebook (как и в других социальных сетях и, более широко, в www) - не простая задача, над которой мало кто задумывается.

Недельные вебинары как часть персональной образовательной среды

Хотя в группе уже накоплен опыт многодневных вебинаров

  • 7 августа КАК СОТРУДНИЧАТЬ ПО НЕДЕЛЬНЫМ МОДУЛЯМ? https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/736035993124235/
  • 26 августа Вебинар 1408d: умение учиться - https://clck.ru/9HzRj
  •  7 сентября - Рефлексия организации учебного процесса в недельном вебинаре  https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/751047058289795/
объявление о Вебинаре 1409b (https://www.facebook.com/events/778194475576489/?ref=51&source=1) без указания дня и часа вызвало вопросы о формате проведения вебинара. 

Мудрый А.А.Андреев предупреждал, что распространение сервиса вебинаров как занятий онлайн на 1-2 часа изменило исконное понятие "вебинар" (семинар в www). Для многодневных вебинаров он предлагал придумать какое-нибудь другое слово. Но зачем множить слова для одной и той же сущности? Все равно найдутся читатели/слушатели, которые, "заскочив на огонёк", поймут по-своему. Проблема не в терминологии, а в нас самих.

Теперь о "недельных вебинарах" в контексте темы 8-14 сентября: "Персональная образовательная среда". Что понимаем под ПОС, читайте в глоссарии - https://clck.ru/9HuQM. Добавим, что ПОС - явление динамичное: постоянно пульсирует, расширяясь (например, когда заходите в Интернет) или сокращаясь до размеров комнаты с домашней библиотекой и письменным столом.

Когда участвовал в вебинарах с видеоконференцсвязью, моя ПОС прирастала ведущими и теми участниками собрания, кто писал в чат ссылки на ресурсы Интернет или деловые замечания (реплики типа "здравствуйте", "нет звука" - не в счёт). А в недельных вебинарах в группе "Образование 3" моя ПОС сжимается до нескольких человек, вступающих в диалоги (те, кто только просматривают материалы группы, даже если ставят "лайки", никак не влияют на моё развитие :(  Учусь у тех, кто вносит в группу что-то новое: скажем, предложение об использовании ментальных карт для мониторинга активностей в группе и для навигации по её материалам.

В отличие от кратких вебинаров - занятий на 1-2 часа в недельных вебинарах все 50 членов нашей группы имеют время, чтобы внести что-то новое в общее сознание и сетевые взаимодействия. Но этого не наблюдаем. Хорошо, если кто-то из "молчальников" получает новое для себя. В таких случаях недельный вебинар входит в его персональную образовательную среду. Но в мою ПОС "молчальник" не входит.

Рад буду другим суждениям о недельных вебинарах как части персональной образовательной среды коллег по группе "Образование 3".

Модуль ПОС в модели "Образование 3"

В освоении модели "Образование 3" сентябрьские недельные модули посвящены её ядру, отвечающему на три вопроса развития : кто? где? как? В Вебинаре 1409а самоопределились как "учащиеся" - не винтики социальных машин по имени "школа", "вуз", а субъекты, инженеры своего образования.
(примечание: не теряем из виду, что образование человека - это не только его "обучение" общим и профессиональным знаниям и умениям, но и развитие человеческих качеств - "воспитание" в семье, в школе, на работе, в обществе... И самовоспитание! Такое понимание "образования" расширяет задачи учащегося - инженера / архитектора и строителя своей жизни)

В Вебинаре 1409b (8-14 сентября) задаём себе вопрос: где учимся? В океане ГЕОС с множеством течений, привлекательных островков и солидных "материков" знания, с обилием воды - информационного шума? Или в сознательно отобранной в соответствии с личными задачами и возможностями "персональной образовательной среде" - архипелаге профессиональных и метапредметных знаний и учений, помогающих жить в меняющемся мире.
Правильно избранная/построенная образовательная среда помогает избежать блужданий, мотивирует на движение к цели...

Возьмём, к примеру, модель "Образование 3". Первоначально она была предложена как комплекс трёх десятков модулей, развивающих навыки самообразования в ГЕОС в ХХ1 веке - http://vio.uchim.info/Vio_121/cd_site/articles/art_1_2.htm

Переструктурирование комплекса, выделение в нём ядра, вокруг которого организуем остальные модули, привели к триаде:
саморазвитие взрослого учащегося 
в персонализированном секторе глобальной среды
на основе индивидуальной программы автодидактики

Эту новую версию изучаем по двум концентрам: в сентябре - ядро, далее - модули, слагающие триаду в разных концентрах.

Таков контекст Вебинара 1409b. А как вы, коллеги, воспринимаете тему этой недели в свете своего опыта учащегося на протяжении и в объёме жизни?

Вверх по лестнице учащегося всю жизнь

То, что написано ниже, в общем известно, однако продумано ли каждым в свете личного опыта?  Модель помогает представить приращение качеств учащегося, самоопределиться на пути по лестнице саморазвития от ученика в школе до достигнутой ступени и далее.
У каждого эта лестница  - своя по возрастным срокам. Вместе с тем в ней различаем закономерную последовательность функционально-возрастных ступеней.

Учащийся как инженер
Учащийся как искатель
Учащийся как творец
Учащийся как читатель
Ученик в школе и других образовательных учреждениях

Ниже - моё понимание отдельных ступеней и лестницы в целом.

Ученик - тот, кто пользуется уроками и наставлениями от другого; последователь Учителя (библейское значение). Ученик - это ведомый, ведомый не только в трансляции знаний от поколения к поколению, но и в воспитании человеческих качеств (усвоении и применении в жизни морально-этических ценностей, законодательных норм, традиций культуры...). Ученик воспроизводит в своём поведении нормы поведения, принятые в его среде, причём воспроизводит дисциплинированно (слово, которое в "лихие девяностые" ушло на задворки нашего общежития :)

Учащийся как читатель - ранняя стадия трансформации ученика, на которой он познает мир не только через учебник и рассказы учителя, но и через самостоятельное чтение литературы, рекомендованной учителем, родителями,  друзьями. В эту стадию вступаем ещё в школе, но "чтение по рекомендации" проходит через всю жизнь.

Учащийся как творец зарождается также в школе, когда по заданиям учителей-предметников пишет рефераты прочитанного, сочинения на вольную тему... Учащийся как писатель формируется и в вузе, и позднее - в коммуникации через письма, а ныне - в блогах, социальных сетях Интернет.
Правда, в последние десятилетия в массовой практике письменный обмен текстами, аргументированными суждениями выходит из моды (то ли потому, что "коннективизм" в социальных сетях, требуя всё больше времени на чтение "дружеских лент", оставляет всё меньше на осмысление прочитанного и производство нового знания; то ли  из-за ухода в программирование, другие технологии в ущерб науке...).
Этот сдвиг наблюдаем и в юной группе "Образование 3", где обратная связь, диалоги - скорее роскошь, чем повседневная практика :(( А ведь записываются в группу - по внутренним побуждениям (не по разнарядке и квотам, как в системе повышения квалификации).

Учащийся как искатель популярен в ХХ1 в., когда поиск стал чуть ли не главным занятием в Интернет. Поиск не только содержательной информации, но и новых веб-сервисов и возможностей их применения в учебном процессе (особенно в случаях информатизации для информатизации).

Учащийся как инженер - это скорее будущее, когда человек формирует персональную образовательную среду и реализует в ней свою автодидактику. Но ростки таких действий опытных учащихСЯ наблюдаем уже сегодня.

Эти роли (и типичные для них навыки) совмещают конкретные люди (учителя, преподаватели вузов, специалисты других профессий...). А "лестницу учащегося" используем как модель качественного роста человека в его саморазвитии.

Ждём комментарии о возможностях применения модели при анализе личных траекторий учащихся всю жизнь.

От стереотипа "учитель - ученик" к образу "учащийся - образовательная среда"

Просматривая материалы в архиве на моём компьютере, относящиеся к теме Вебинара 1409а, наткнулся на переписку с С.В.Кондрашовым 1-2 августа. В диалоге ниже воспроизвожу тезисы сторон, отражающие смену представлений об организации образовательного процесса от "Образования 1" к "Образованию 3".
Если Сергей Владимирович обнаружит искажения его позиции, уберу эти искажения. Авторство суждений в диалоге фиксировано индексами ФИО + дата в формате "гг-мм-дд" + час.

КСВ140801-21: "...В модели (речь о посте https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/732599010134600/) отсутствует понятие и субъект - УЧИТЕЛЬ (профессор, гуру, координатор, помощник учителя...). Обучение это не только работа с информационными источниками, это еще и общение..."

АВВ140801-23: "Образование 3 отличается от Образования 1 (классно-урочная система, которую ведёт учитель) переходом главной роли в образовательном процессе от учителя к учащемуся (напомню, что модель О3 - для зрелых людей, умеющих учиться самостоятельно). Конечно, знающие и умеющие учителя (профессора, гуру...) продолжают играть существенную роль в образовательном процессе, но теперь ПО ЗАПРОСАМ учащихся.

В предложенной модели общение с Учителем подразумевается в составе "Персональной образовательной среды", точнее - в социальных сетях и сообществах. Взрослый Учащийся общается со своими Учителями и со-учащимися в большинстве случаев не очно, а дистанционно, выбирая себе учителей в ГЕОС (по всему миру!).

Но возможно, что в гипотезе нового исторического типа образования слишком опережаю время. Что в Персональной образовательной среде надо выделять отдельный модуль "знатоков" (учителей, наставников, коучей, кураторов...), в общении с которыми получаем достоверную информацию с переднего края науки и практики в избранной профессии..."

КСВ140802-01: "...Я поставил акцент на том, что модель содержит термин (понятие) "Учащийся" и не содержит понятие "Учитель", в связи с этим возникает некая смысловая незавершенность. Под словом "Учитель" нет необходимости понимать шаблонный образ из классно-урочной системы. Например есть роли: учащийся и учитель. И один и тот же субъект может быть наделен и той и другой ролью в зависимости от обстоятельств по отношению к другим субъектам социума. Роль знатока, авторитета и лидера, Учителя, гения - роль которую члены социума делегируют выдающейся личности - похоже это что-то отличное, например, для меня одним из таких авторитетов является Лосев, Алексей Фёдорович".

АВВ140907-8: Размышляя над этой перепиской месяц спустя, сформулировал заголовок поста Взрослые учатся, главным образом, в потоке жизни. Учителя им заменяет среда (информационная и материальная) - от локальной (где общаются повседневно очно) до глобальной (в которую погружены повседневно "дистанционно" - телевидение, Интернет...). Сложность современной образовательной среды будем разбирать в Вебинаре 1409b 8-14 сентября. А пока акцентирую внимание на радикальное изменение модели от "Образование 1" к "Образованию 3".

В комментариях ниже приглашаю коллег осмыслить заголовок поста в свете личного опыта.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога