Воспроизводство и развитие культуры учащегося народа

Модель "Образование 3" нацелена на интеграцию знаний и умений учиться в трудовом возрасте (когда учёбу сочетают с трудом на рабочем месте) и в т.н. "третьем возрасте" (после выхода на пенсию, когда минимум 8 часов былой занятости освобождается для познания, социализации и других жизненных функций).

В сентябре вспомнили, что такое "культура учащегося" (в нашем понимании - http://www.openclass.ru/node/341677 - единство его сознания и действий), и выделили в ней главную "триаду":
культура взрослого учащегося как ведущего своё саморазвитие,
в персональной образовательной среде
по индивидуальной автодидактике.

В октябре осваивали взгляд "от учащегося" на самообразование в 4-х модулях:
познания, социализации (Вебинар 1410b), цикличности работы с информацией (Вебинар 1410с), сочетания труда и учёбы (Вебинар 1410d - удивительно, что никто не спросил: "а разве учёба - не труд"?). В Вебинаре 1410е обращаю внимание на понятия "воспроизводство" и "развитие" культуры учащегося народа.

Вспомним, что понятие "учащийся народ" ввёл 100 лет назад В.И.Вернадский (http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchaschegosya-naroda-v-i-vernadskiy-ob-obrazovanii-i-prosveschenii). В традиции русского космизма понимание культуры учащегося народа противостоит узкому прагматизму, клиповому мышлению, другим негативным последствиям технократической информатизации учебного процесса. Культура учащегося народа слагается из личных культур учащихся, каждое поколение которых призвано воспроизводить культуру и развивать её далее в интересах человека и общества.

В нашем понимании, воспроизводство культуры учащегося - постоянное обновление его готовности (знаний, умений..) действовать в исторически сложившихся бытовых, производственных, политических условиях. Иными словами, к воспроизводству культуры относим функционирование учащегося в образовательной системе, его учебу как освоение культуры предыдущих поколений.
Развитие культуры учащегося понимаем как перестройку его интересов и/или способностей к новым профессиональным, бытовым, гражданским действиям.

Поясню на собственном опыте. Более полувека (1954-2006 гг.) учился и трудился в среде профессиональных географов (сначала на географическом факультете МГПИ им. В.П. Потёмкина, затем - в Институте географии АН СССР/РАН). Осваивал "географическую культуру" (по В.П.Максаковскому, 1998 - культура профессиональных географов), в чём-то развивал её дальше (структурно-генетический подход; естественно-историческая концепция территориальной организации общественного воспроизводства; представление о личной геокультуре...)
Последние 15 лет осваивал Интернет (сначала - для географов, затем - как растущий сегмент мировой культуры, изменивший бытие миллионов людей). В этом очно-дистанционном, затем дистанционно-очном процессе самообразования/саморазвития пришёл к модели "Образование 3", которую в 2014-2015 учебном году прорабатываю в международной группе -https://www.facebook.com/groups/714385765289258/

Модель "Образование 3" интегрирует и по-новому структурирует взгляды на роль и действия взрослого учащегося в обществах ХХ1 века. Поскольку "умение учиться" декларировано как фундаментальное в культуре нашего современника, модель учащегося в персональной образовательной среде по индивидуальной автодидактике ожидает своего звёздного часа.

А пока совершенствуем отдельные модули. Надо ли ввести в модель представления о воспроизводстве (функционировании) и развитии личной культуры учащегося?

Опыт измерения социализации коллег в группе "Образование 3"

Проанализировал уведомления (notifications) на моей странице в Facebook за три дня Вебинара 1410е (27-29 октября). Социализацию проявили 10 коллег (15% списочного состава группы).

организационная социализация (invited, going to):
   Р.Шпакова invited you to Фестиваль РГО
   В.Ефимова, Т.Корзун and 3 others are going to Вебинар 1410е
   N.Fedorets invited you to Издательская группа "Основа"'s event

информационная социализация (likes/share):
   O.Guseva, O.Boldina and 3 others like a video "Визуализация истории..."
   Р.Шпакова shared a link: "20 рыночных ниш...".
   В.Ефимова and O.Guseva shared your status.
   E.Godunova likes your link: "От конкуренции к со-развитию".

интерактивная социализация (commented)
   V.Bogatyrov and А.Ксенофонтова commented on your post

конструктивная социализация (posted)
   V.Bogatyrov posted in Вебинар 1410е: ЧТО освоили в октябре?.

В этой "картинке" резко преобладают низшие фазы социализации. Нетрудно подсчитать их соотношение в %.

Конечно, эта выборка слишком мала для выводов о реальных процессах. Но она показывает один из путей измерения социализации со-учащихся. Приглашаю коллег опробовать этот путь.

Куратор-консультант

Р.Н.Шпакова сообщила о курсе В.Н.Кухаренко "Куратор содержания":
В эпоху Интернет "появилась потребность в новой деятельности в сети, которую осуществляет куратор содержания — человек, который постоянно собирает, структурирует, комментирует определенную тему и дает пользователю полную информацию с комментариями по требованию. Это название происходит от Сontent сurator — хранитель музея... Такого человека можно назвать сетевым информационным аналитиком, или просто сетевым аналитиком.
Термин «куратор содержания» появился в 2008 году и привлек внимание пользователей Интернет. С одной стороны — это квалификация, с другой, возможно — специальность. Одно понятно, специалистов этого профиля необходимо готовить.
Дистанционный курс «Куратор содержания» рассчитан на 8 недель и ориентирован на магистров, аспирантов, преподавателей, специалистов дистанционного обучения. Во время обучения используется выполнение индивидуальных заданий, работа в форуме, обсуждение проблемных вопросов на семинаре.

Программа курса
Неделя 1 Куратор содержания. Определение
Неделя 2 Характеристика и компетенции куратора
Неделя 3 Поиск информации в сети
Неделя 4 Роль куратора в электронной библиотеке
Неделя 5 Персональная учебная среда и персональная учебная сеть
Неделя 6 Определение качества информации
Неделя 7 Методы работы куратора содержания
Неделя 8 Инструменты куратора содержания

Курирование содержания может быть использовано в различных областях, например, в образовании — это обеспечение профессиональной, педагогической и технологической деятельности преподавателя. В бизнесе — это маркетинг. Умение курировать содержание важно для библиотечного работника.
Результатом обучения является выполнение слушателем проекта «Курирование конкретной предметной области»

Видео «Куратор содержания» -  https://www.youtube.com/watch?v=a-d0e7iiJDk
Информация о курсах - http://dl.kharkiv.edu/
--------------------------

АВВ141026: С курсом В.Н.Кухаренко познакомился в 2013 году. Стал собирать ЭОР в scoop.it/u/annenkov по пяти направлениям:

1. information science and personal culture
a set of sources from various sciences and practices around the World for developing the personal information culture -
http://www.scoop.it/t/information-science-and-culture. Около 150 источников
543 views Last update: October 2, 6:15 PM

2. Learning Technologies - collection of universal learning actions
http://www.scoop.it/t/combining-efforts-at-various-areas-ceva
34 views Last update: October 22, 9:53 AM

3. Science of Geography and Personal Geoculture
http://www.scoop.it/t/science-of-geography-and-personal-geoculture
36 views Last update: October 23, 11:49 AM

4. History in Personal Culture http://www.scoop.it/t/history-in-personal-culture

5. vann1936@web (кое-что из вебпортфолио АВВ)
http://www.scoop.it/t/vann1936-web
88 views Last update: June 18, 2:31 PM
---------------------

Приглашаю заинтересованных вместе проанализировать собранное и пополнять эти коллекции. Предложения на mailto:vann1936@gmail.com
А в комментариях ниже жду суждения о пользе тематического курирования для профессионального труда и учёния через всю жизнь

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога


Powered By Blogger