От информации в обществе к знанию в голове и отдаче приращённого знания в общество

В Вебинаре 1410b размышляем, как познаём Мир (и себя в Мире) через разные виды информации.

Вопрос: различаем ли содержание понятий "информация" и "знание"?

На основе личного опыта пришёл к формуле: "информация - в обществе; знания - в головах" - http://my.mail.ru/community/school-infoclt/1FE529F6F352B0AC.html Чтобы понять богатство содержания этой формулы, надо не зазубрить её как абстрактный афоризм, а пропустить через личный опыт - http://www.openclass.ru/node/345169

Путь от информации к личному знанию разберём на примерах из жизни группы "Образование 3" - https://www.facebook.com/groups/714385765289258/

Ситуация 1. 7 октября поместил пост http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/10/3-1.html. Какую информацию коллеги почерпнули для себя из этого поста?

Как новую для себя информацию вписали в собственное знание?
ЧТО добавили /изменили в своих знаниях

  • о модели "Образование 3", 
  • о сочетании познания и социализации в саморазвитии 
  • другое... 

что думаете об "ответственности перед собой и со-учащимися..."?

Как "переваривали" пришедшую извне информацию, пишите в личных блогах

Ситуация 2. На основе моего опыта месяц назад предложена модель "Вверх по лестнице учащегося всю жизнь" - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/blog-post_7.html. 9 сентября Иван Травкин "расшарил" эту модель в Google+ https://plus.google.com/u/0/116714584754267007694/posts/TjChwnq6pLZ Попытки применить модель к личному опыту мне не известны. Т.е. цикл "информация - личное знание - новая информация в общество" не завершён :(

Ситуация 3. В Вебинаре 1410b в поиске примеров "задач познания" вышел на статью С.Франка "О задачах познания Пушкина" (http://www.as-pushkin.net/pushkin/articles/frank/o-zadachah-poznaniya.htm). Я далёк от пушкиноведения. Но включил в своё знание задачу познания Пушкина как мыслителя (а не только поэта, писателя, человека...). Вывод:  в любом разработанном поле исследований надо искать новые ракурсы, новые  подходы. Информация из общества по, казалось бы, далёкой проблеме дала мне новое личное знание как руководство к действиям учащегося.

Приглашаю коллег в личных блогах осмысливать свой опыт перевода внешней информации в личное знание с последующей отдачей новой информации в общество (в нашем конкретном случае - посты и комментарии в группу "Образование 3"). 

ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ГРУППЕ "ОБРАЗОВАНИЕ 3". Часть 1.

Задание Вебинара 1410b рассмотрим применительно к сетевым взаимодействиям в социальной сети Facebook, точнее - в нашей группе. Разобьём наши размышления на три части:
Часть 1 Особенности познания в сетевой группе;
Часть 2 Особенности социализации в сетевой группе;
Часть 3 Слитность познания и социализации в группе

В чём особенности ПОЗНАНИЯ в нашей группе?

1 Мы работаем с моделью взрослого учащегося в ХХ1 веке. Наш объект нельзя пощупать; его надо представить в со-знании каждого со-учащегося; представить как систему составляющих модели.
По отдельности эти составляющие более или менее известны. А вот интегрирующая их модель (система модулей) - оригинальна. Первая задача познания, стоящая перед каждым участником группы - понять систему под названием "Образование 3"
(Примечание: название - это знак, присвоенный объекту; знак мог быть другим; в процессе познания не будем зацикливаться на знаках, а постараемся понять систему)
Для понимания целого надо познакомиться с составляющими и понять их значения в контексте целого. Например, в сентябре мы осознали (все ли осознали?) формулу: "учащийся на основе собственной автодидактики в персональной образовательной среде". В октябре-декабре предстоит подробнее освоить составляющие главной триады "Образования 3". В частности, в Вебинаре 1410b сблизиться в понимании познания и социализации. Познания и социализации не вообще, а как действий каждого из коллег в сетевой группе.

2 В недельном Вебинаре 1410b предмет познания - содержание двух модулей кластера "учащийся". Объединили изучение процессов познания (в голове каждого коллеги) и социализации (в группе), так как в ХХ1 веке познание зависит от социализации (в гораздо большей степени, чем социализация от познания).
(Примечание: познание учащегося во всемирной паутине отличается от привычных форм индивидуального познания в наносистемах "учащийся - книга (или иной печатный источник)", "учащийся - учитель", "учащийся - со-учащиеся (в школьном классе, вузовской аудитории...)". Учащийся в www не связан с другими местом и временем, как в традиционной классно-урочной системе. Свобода выбора у него гораздо выше. Вместе с тем выше (должна быть) ответственность перед собой и со-учащимися за обмен результатами познания нового)

3. Познание учащимся нового согласно изучаемой нами модели идёт не индивидуально, а в сотрудничестве с коллегами. В Facebook господствует коннективизм как стиль познания "вместе, но спиной друг к другу". Этот стиль характерен для исторического типа "Образование 2".
В группе "Образование 3" к познанию в сотрудничестве переходят те, кто более или менее освоил алгоритм недельных вебинаров: чтение и понимание задач вебинара - размышление по теме в личном блоге (главный шаг познания нового) - комментарии в блогах коллег и в общей ленте "Образование 3". За сотрудничество спасибо В.М.Богатырёву, Ю.Н.Белоножкину, Р.Н.Шпаковой, Л.Б.Карабановой, Е.Н.Гордюхиной.
К сожалению, большинство в нашей группе следует стереотипам коннективизма, что, конечно, снижает эффективность познания и участников по отдельности, и группы в целом. Будем надеяться, что к новому 2015 году свои навыки сотрудничества (учащихся-коллег) проявят все присоединившиеся к группе.

Чтобы не пропустить части 2 и 3, подпишитесь на обновления в блоге "Учащийся" - https://annenkovvv.blogspot.com/

Рефлексия участия в группе "Образование 3" в сентябре

Лучше поздно, чем никогда :) С большой задержкой (на анализ и рефлексию результатов) отвечаю на вопросы опроса  https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/762786057115895/

1. Чем обогатились в недельных вебинарах группы "Образование 3" в сентябре? 
     Утвердился в выделении главной триады в модели "Образование 3":
взрослый учащийся,
действующий на основе личной автодидактики
в избранной им образовательной среде.

Осознание системы "субъект - среда - программа действий в избранной среде" - начальная предпосылка превращения "ученика", выполняющего задания извне и прилежно "получающего" знания (модель "Образование 1"), в "учащегося", который учится не по внешним, а по внутренним побуждениям, не только для себя, но для ДОБРа (Добровольное Относительно Безопасное Развитие) в обществе под девизом "нам и внукам" (модель "Образование 3").

ДОБРо как цель органично для Учителя, чей день отмечаем сегодня. Дорогие Учителя, старомодно снимаю шляпу и низко кланяюсь вам за труд для будущего детей и внуков -

А что касается движения от "Образования 1" к "Образованию 3",  то наблюдение в группе "Образование 3" показывают, что большинство попутчиков и прохожих действуют не как учащиеся для ДОБРа:

  • нарушают цикл обмена информацией (читают, но не пишут в группу);
  • связаны (коммуникационными технологиями), но не сотрудничают в проекте освоения и дальнейшего развития модели "образование 3", ради чего создана наша группа.

Короче, в сетевых взаимодействиях выступают как потребители, а не созидатели. Не потому ли, что распространившаяся с web 2.0 идеология коннективизма рассеивает внимание на многие клубы, не оставляя времени на  конструктивные проекты? Поглощаем информацию из множества источников, не успевая переработать её в новое знание и, главное, в инновации, меняющие жизнь к лучшему.

2. Какие источники предложили коллегам по темам сентября?
    2.1 По теме "учащийся"
2.1.1 Кукуев А.И. Взрослый учащийся как субъект образовательного процесса. // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ.-№ 3.-2008. – С.63-68.
http://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1302599305&archive=&start_from=&ucat=&
(Аннотация АВВ: полезное введение в Вебинар 1409а - кто такой "взрослый учащийся", особенности "учебного стиля", специфика учащихся педагогов, актуальность их андрагогической подготовки, библиография)
2.1.2 Шаг вперёд на склоне жизни: познание для активного старения и взаимодействия поколений (Конференция в Брюсселе 19-21 января 2012) / Conference Memorandum... by Stephen МсNair - http://www.innovage-project.eu/sites/default/files/One%20Step%20Up%20in%20later%20life.pdf
(Аннотация АВВ: очень информативный обзор выводов из конференции. На английском языке. Перешлю по запросу)
     2.2 По теме "Персональная образовательная среда"
2.2.1 Артем Соловейчик (вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение»): «В своих исследованиях мы пришли к выводу, что существенным свойством современной образовательной среды является ее мотивирующая составляющая" - http://education-events.ru/2014/08/06/expert-comments-about-e-textbooks-in-schools/
2.2.2  A “Second Life” for gross anatomy: Applications for multiuser virtual environments in teaching the anatomical sciences. By April Richardson, Matthew Hazzard, Sandra D. Challman, Aaron M. Morgenstein and Jennifer K. Brueckner / Anatomical Sciences Education, Volume 4, Issue 1, pages 39–43, January/February 2011 -
(Аннотация АВВ: о визуализации “Second Life” в формировании образовательной среды для студентов-медиков. Из опыта колледжей в США. На английском языке. Перешлю по запросу)


3. Какие контрольно-измерительные материалы предложили группе в сентябре?
Таблицы гипертекстовых сред и их сравнение для выявления динамики образования в www - https://www.facebook.com/groups/714385765289258/760903860637448/
Вопрос "Принимаем ли такое сравнения как контрольно-измерительный материал?" пока остаётся без ответа. Похоже, никто из коллег по группе даже не читал приложенный файл, не то что не думал о методе сравнения гипертекстовых сред :((


4. Какие посты по темам вебинаров сентября поместили в личный блог?

    К Вебинару 1409а об учащемся:
Учащиеся чтобы творить в третьем возрасте - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/08/blog-post_25.html
Ещё раз об "обучающемся" - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/08/blog-post_30.html
1 сентября - День учащегося народа? https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/748133201914514/
Примерный договор о сетевом сотрудничестве по модели "Образование 3" - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/3.html
От стереотипа "учитель - ученик" к образу "учащийся - образовательная среда" - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/blog-post.html
Вверх по лестнице учащегося всю жизнь - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/blog-post_7.html
Ещё раз о самоопределении: "2" или "3"? - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/2-3.html

    К Вебинару 1409b о персональной образовательной среде учащегося:
Модуль ПОС в модели "Образование 3" - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/3_10.html
Недельные вебинары как часть персональной образовательной среды - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/blog-post_11.html
Моя персональная образовательная среда в Facebook - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/facebook.html
О гипертекстовой среде развития в группе "Образование 3" - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/3_15.html

    К Вебинару 1409с по автодидактике:
Об автодидактике учащегося в третьем возрасте - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/blog-post_19.html
"Андрагогика на сайте neuch.org" - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/09/neuchorg.html


5 Дайте ссылки на свои комментарии в блоги коллег и в ленту "Образование 3"
Их - десятки. Выделю тезисно, когда будет время...

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога