От сети автономных участников семинара к сообществу партнёров в сетевом проекте

Друзья, хотя многие из нас в жизни не встречались лицом к лицу, заочно знакомы много лет: переписывались по э-почте, общались на разных сайтах web 2.0, участвовали в сетевых проектах в Открытом Классе, Галактике Интел и на других площадках для педагогических сообществ. Сравнивая личные опыты, можем полнее оценить изменения в образовательной среде и в наших действиях в ней.

1. Изменения запечатлены в языке, в ключевых словах, которые используем.
    1.1 Сименс в 2006г. предложил дихотомию: "группы или сети". Напомним контекст: то было время распространения web 2.0, в котором пользователи "спиной к спине" (независимо друг от друга) осваивали разные веб-сервисы. Стихийно формировались сети пользователей того или иного сервиса. А если смотреть "от пользователя", то он, осваивая разные сервисы, вступал в разные сети. Кроме того, будучи профессионалом в том или ином занятии, пользователь входил в тематические группы по своей профессии и другим интересам.
В образовательной системе преобладает тематическая организация по группам (в учебных курсах, семинарах...). Сименс ратует за саморазвитие в сетях. Подчеркнём, что это было 8 лет назад.

    1.2 В первой декаде ХХ1 века. в Рунете распространялось понятие "сетевое  сообщество" (intergu.ru, pedsovet.org, relarn.ru и др.). Вот некоторые источники:
Белинская Е.П. К проблеме групповой динамики сетевого сообщества.
http://www.isn.ru/info/seminar-doc/Din.doc
Карпова М.А. Сетевое образовательное сотрудничество
http://www.altruism.ru:8080/sengine.cgi/5/7/8/12/37?page=
Коржов В. Как изучать сетевые сообщества?
http://www.osp.ru/n
Кремлева С.О. Сетевые Сообщества
http://sociology.extrim.ru/dip/ets/2002/16/028_1.htm
Кузнецов Е.В. "Интернет-государство учителей" - мета-проект будущего
http://pedsovet.kob.ru/tematica/4/article/rep4.htm
Нестеров В. К вопросу о динамике сетевых сообществ
(http://www.flogiston.ru/projects/articles/groupdyn.shtml)
ПАБЛИКА · Калининград. Сетевые сообщества
http://publica.ru/ru2000/community.html
Патаракин Е.Д  Сетевые сообщества и образование
http://uchcom.botik.ru/educ/PUSTYN/lib/self/communities.ru.html
Патаракин Е.Д. Педагогика региональных сетевых сообществ
http://2001.pedsovet.alledu.ru/news.php?n=693&c=41
Патаракин Е.Д. Коллективное создание гипертекстов сетевым сообществом
(http://fio.uven.ru/vio/vio_06/resource/HTML/demo/hypertext01.html)
Патаракин Е.Д., Быховский Я.С., Ястребцева Е.Н. Геокешинг, Геотаггинг, Фликр, Вики-Вики, Веб-блоги и Живой журнал в образовании: Новое поколение учебных проектов городских улиц и сетевых сообществ. – М.: Институт развития образовательных технологий, 2005. 36 с.
Щербина В.Н. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа (опыт рефлексии становления "киберкоммуникативного континуума")
http://sociology.extrim.ru/buk_setsob.zip
(Ссылки на ресурсы десятилетней давности могли устареть. Проблема сохранности публикаций в Рунет)
 В марте 2005 г. в сообществе СТОИК, действовавшем по переписке с 2002 г.,. был запущен проект ""Знания о сетевых сообществах и умения взаимодействовать в них" (короче - "СЕТЕВЫЕ СООБЩЕСТВА"). Задачи:
1. познакомиться с опытом других сетевых сообществ;
2. сравнить их опыт с нашим с особым вниманием к социальным технологиям сетевого строительства, к проектированию целенаправленной распределенной работы в Интернет и реализации таких проектов;
3. рефлексировать взаимодействия в СТОИК и корректировать наши сетевые проекты для повышения результативности и общественной пользы.
В проекте изучен опыт сообществ ODN, e-xecutive и др. с особым вниманием к социальной психологии и этике действий в сетевых сообществах (например, Этические нормы поведения в сообществе менеджеров
http://www.e-xecutive.ru/about/declaration/article_89/)

В 2008 г. для поддержки сетевых сообществ педагогов был создан Открытый Класс, а в нём - программа «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития»  http://www.openclass.ru/node/5255

Указанные факты говорят: а) дихотомия "группы - сети" устарела; к этим ключевым понятиям сетевой активности надо добавить понятие "сетевое сообщество"; б) в теории и практике сетевых сообществ Россия не отставала от Запада, просто отечественный опыт недостаточно известен. Освоение отечественного опыта строительства сообществ может стать общественно значимым результатом нашего семинара и его продолжения в разных формах сетевого сотрудничества.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога