ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ.Часть 3. Познание в сотрудничестве

После анализа познания и социализации в сетевой группе - время их интегрированного восприятия. Подчиняя задачи социализации учащегося задачам познания нового, мы формулируем тему так: "Познание в сотрудничестве"

1. Предварительно несколько слов об историческом предшественнике - "познание в Сети". Десять лет назад в Рунет пришла эпоха web 2.0 (специализированные вебсервисы и многофункциональные платформы для социальных сетей: "одноклассники", "Мой Мир" на mail.ru, "Мой Круг" на yandex.ru и др). Расширяя миры, круги "друзей", человек получал доступ к их знаниям, преодолевал зашоренность своей профессии и, более широко, своей культуры. Но коннективизм в практике масс увеличил общественный хаос. В рыночных экономиках эта социальная технология вела к автономизации человека и атомизации общества.

2. Коннективизм - необходимый этап и структурная составляющая самоорганизации и саморазвития учащегося. Необходимый, но не достаточный для перехода от авторитарных обществ, где граждане объединены сильной центральной властью и исполнительной дисциплиной к обществам,  построенным на сбалансированном сочетании самоорганизации человека и общественных институтов "снизу-вверх" и организации "из центра".

3. Баланс самоорганизации человека и организации в сообществе - один из принципов автодидактики учащегося в модели "Образование 3". Организация извне (по отношению к учащемуся как центральной фигуре в образовательном процессе) - это не былое администрирование (очень живучее в образовательных организациях с очным общением участников учебного процесса), а отбор инфраструктуры (LMS платформа + дополнительные вебсервисы) лидерами группы и коллективное формирование правил поведения со-учащимися.

4. В сетевых сообществах приказная организация  (административное управление) заменяется алгоритмом "направляемая самоорганизация". Самоорганизацию членов сообщества направляют не команды сверху, не зарплата наёмного трудящегося, а сформированная лидерами мотивирующая образовательная среда и зажигающие примеры действий лидеров в этой среде.

5. Если от вышесказанных общих принципов перейти к конкретной ситуации в группе "Образование 3" в середине октября 2014, то следует признать

* среда учащегося в Facebook в общих чертах сформирована и
воспроизводится в недельных вебинарах по одному алгоритму;
правда, алгоритм этот понят и поддерживается немногими;
большинство - на низшем, организационном, уровне социализации,
т.е. вступили в группу, но не взаимодействуют в ней.

* есть неформальный лидер, ведущий обсуждение модели "О3",
но зажечь/увлечь со-учащихся в сетевые диалоги он не сумел.

* хотя декларируют интерес, скажем, к формуле ПОСРЕДНИК,
нет попыток поиграть с этой формулой, применить к практике.

Итак, сотрудничества в освоении модели "Образование 3" пока нет. Что нужно  изменить в действиях неформального лидера и со-учащихся, чтобы наладить сетевое сотрудничество в дистанционном образовании?

ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ В ГРУППЕ "ОБРАЗОВАНИЕ 3". Часть 2


Особенности социализации взрослых в сетевой группе

1. Социализация взрослых в разные периоды их жизни по сравнению с социализацией малолеток и школьников изучена мало. А такой пласт жизни как социализация взрослых в Интернет привлёк внимание психологов и обществоведов лишь в последние годы.
- Аракчиева Вероника (2013 г.). Интернет как фактор социализации личности
http://www.vevivi.ru/best/-Internet-kak-faktor-sotsializatsii-lichnosti-ref227547.html
- Дамбаева Г Х.Б. Некоторые особенности социализации личности в информационном обществе / Известия Томского политехнического университета. 2010. Т. 316. № 6 - http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-osobennosti-sotsializatsii-lichnosti-v-informatsionnom-obschestve
- Ефимова Т.В. Интернет как среда социализации современной личности / В мире научных открытий, № 5.4 (41) (май 2013) - http://www.gup.ru/events/smi/detail.php?ID=167085
- Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный со­циально-педагогический феномен. URL: http://sirdionis.ucoz. ru/load/prezentacija_po_teme_kibersocializacija/1-1-0-1#_edn5 (дата обращения 3.02.2013).

2. В социальных сетях мы действуем не "по науке", а на основе собственного опыта. Можем ли личную практику в социальных сетях перевести от искусства индивидуального к технологии повторяемого? Иными словами, выделить алгоритмы социализации в сетевой группе, пользуясь которыми, избегать ошибок и экономить время в образовательном процессе.

    2.1 Для участия в неформальной группе её участники заходят в сеть "на досуге", точнее - в свободное от других занятий время. Как это время сочетается и соотносится с "рабочим временем", будем изучать в Вебинаре 1410d. А пока обратим внимание , что в трудовом возрасте учимся по "остаточному принципу" - после труда на работодателя, бытовых занятий, некоторые даже после компьютерных игр... Правильно ли образование взрослых по остаточному принципу?

Иное распределение времени - в третьем возрасте. Но и "на свободе" от наёмной занятости у человека возникают проблемы со временем: как его распределить между разными задачами, чему отдать предпочтение... Зависит от целей жизни и внутренней организованности.

    2.2 Задумывались ли, для чего и как социализируетесь в группе "Образование 3"?
2.2.1 В опросе https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/749079495153218/ из трёх вариантов (ученик, экспериментатор, инженер своего образования) на первом месте роль "ученик" (конечно, получать задания и материалы для их выполнения привычнее, чем самому ставить себе задачи, искать ресурсы для их выполнения, рефлексировать сделанное для нового развития...)
2.2.2 Проходите ли все стадии социализации в группе:
* организационную (вступление с самопредставлением)
* информационную (усвоение норм и заделов в группе)
* диалоговую (обмен суждениями по темам группы)
* экспертную (ввод в группу отобранных источников...)
* "авторскую" (так называем отдачу нового знания)

В комментариях рефлексируем вопросы этого поста в свете личного опыта.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога