Диалог партнёров о семинаре и перспективе сетевого сотрудничества

Татьяна Николаевна Фокина вчера поместила в свой блог размышления о нашем семинаре и будущем - http://fokinatn.blogspot.ru/2014/07/2-e-learning.html
Созвучие с моим опытом побудило к диалогу, в котором индексы разных авторов - это ФИО+дата+час

1. ФТН25-15: "Процесс генерации неструктурированной информации запущен, узлы зажигаются"
    АВВ26-7: Первый этаж - самоорганизация участников в сети семинара. Точнее - направляемая самоорганизация. Наш тьютор Иван предложил программу семинара (4 темы и их последовательность), "диспозицию" (затравки экспертов и основные источники по каждой теме + рассылку по дням в личные п/я + индивидуальные размышления в своих блогах с возможностью "расшарить" и получить комментарии  + общий "коридор" в #соразвит14 + встречи с ВКС... - что я пропустил?). Кроме проектирования семинара и сводок интересного по дням, Иван мониторит, где что происходит (например,  сегодня его ссылка в твиттере "Не пропустите очень интересное обсуждение о портфолио в блоге..."). Этот комплекс действий я отношу к ориентации коллег. А дальше работает самоорганизация "зажигающихся узлов". В целом - "направляемая самоорганизация" (как Вам такой термин?)

2. ФТН25-15: "должна появиться общая итоговая тема вебинара"
    АВВ26-8: В контексте коннективизма автономных участников завершающая тема - четвертая ("правила игры", нетикет самоорганизации коллег). В ней пока акцент на "открытость" и "доверие" в процессе сотрудничества. Наверно, появятся и другие "ценности". Я, в частности, изначально настаиваю на переходе от "клубного" общения к проектному (т.е. дополнению саморганизации автономных "узлов" целенаправленной организацией сообщества для решения ряда проблем, которые ставит жизнь). Это уже не кооперация ведомых с ведущим, а сотрудничество партнёров в

  1. постановке цели (общая мотивация), 
  2. проектировании ТЗ (технического задания на совместную сетевую деятельность)
  3. заключении общественного договора о сотрудничестве удалённых партнеров
  4. и прочее...

Перспектива "от клуба к проектам" может стать итоговой темой семинара, если в общем опросе её поддержат большинство участников. Если мы не дозрели до длительного сотрудничества добровольцев в сообществе, тогда лучше завершить семинар до 30 июля четвертой темой, как предполагалось.

3. ФТН25-15: "а когда курс закончится, активность упадет до нуля? организация будет существовать?"
    АВВ26-8: В конце прошлого года предложил "Конгрессу инновационного образования..." трансформацию из эпизодического очного в постоянно действующее дистанционно-очное сообщество - http://selflearn3.tumblr.com/post/70555988433/15-12-2013. Т.е. идея перехода от разовых конференций, семинаров... к постоянно действующим в Интернет сообществам носится в воздухе. Чтобы она стала реальностью нужно собрать костяк "комсомольцев-добровольцев", устойчиво взаимодействующих между собой в серии целевых проектов (скажем, по месяцам...). К этому "ядру кристаллизации, возможно, потянутся, как мы потянулись к заявленному Иваном Травкиным.

Обсуждение перспективы может стать стержнем семинара в последнюю его неделю.

4. ФТН25-15: "где-нибудь в начале сентября хочется   пострефлексию первой волны, пока далеко не ушло"
    АВВ26-8: Солидарен с Вами, Т.Н. В начале 2013 г. после семинара И.Травкина мне тоже хотелось продолжить. Но перспективы сетевых проектов в русле #ceow тогда не было... Возможно, потому, что перспективу должны были предлагать и реализовывать другие участники, а не порядком уставший организатор семинара. Найдутся ли в 2014 новые сетевые организаторы?

Образчик (не пример) веб-портфолио отзывов

Эксперт по теме 3 Светлана Валерьевна Панюкова среди 4-х видов портфолио назвала "портфолио отзывов". Было бы любопытно увидеть образчики этого вида портфолио, открыто выложенные в www.

На моём компьютере есть файл, в котором накапливаю отклики коллег. Семинар подтолкнул выложить этот материал "как есть" в Сеть. Сразу же встал вопрос, на каком сайте это сделать. Светлана Валерьевна зовёт в сообщество сайта 4portfolio.ru. В качестве альтернативы предлагал openclass.ru, где С.В. также участвует. Где есть возможность прикреплять файлы к сообщениям (на 4portfolio.ru такой возможности не нашёл (плохо искал?). В Открытом Классе более 500 000 пользователей (по меньшей мере номинально). Сколько зарегистрировано в 4portfolio.ru, не знаю (сегодня, кроме меня на сайте было 2 пользователя). Значит, со строительством персональной сети там будут проблемы. Всё же решил сформировать мой портфолио отзывов на этом сайте, чтобы встретиться с С.В.Панюковой на "её поле".

Почти сразу обнаружилась техническая проблема: можно вводить тексты не более 65,5 тыс. знаков. Мой файл в Word был больше. Пришлось разбить его на три части. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. После нескольких попыток в незнакомой среде удалось выложить отзывы целиком. Теперь есть возможность сослаться и, с помощью коллег, поработать над методикой представления веб-портфолио отзывов.

Веб-портфолио отзывов на материалы и действия В.В.Анненкова в www (в трёх частях)
часть 1 (2001-2008 гг.) http://4portfolio.ru/view/view.php?id=14655
часть 2 (2009-2012 гг.) http://4portfolio.ru/view/view.php?id=14658
часть 3 (2012-2014 гг.) http://4portfolio.ru/view/view.php?id=14666

Кто даст ссылки на свои веб-портфолио отзывов?

Вебпортфолио в Персональной образовательной среде

В порядке обмена опытом представляю коллегам (партнёрам по "невидимому колледжу") историю и структуру "вебпортфолио АВВ".

В одном из первых в Рунете Интернет-журнале "Биосфера" в 2002-2003 гг. публиковались статьи стоиков (членов сообщества СТОИК) - http://www.ihst.ru/~biosphere/issue.htm. С конца 2005 г. вебпортфолио регулярно пополняется записями в личном блоге, блогах сообществ на mail.ru - http://my.mail.ru/community/blog_vann/558EB4B260B31D74.html. С 2009 г. - в Окрытом Классе, где личный портфель пополняется автоматически - http://www.openclass.ru/my_page, или авторским отбором - http://www.openclass.ru/node/26490. Автоматизированный портфолио - более полный, но "бессистемный"; составленный вручную - это "избранное", структурированное по интересующей меня проблематике - http://www.openclass.ru/node/189215.

В портфолио учителя в Открытом Классе обычно представлены дипломы за курсы и конкурсы, т.е. т.н. "символический" капитал, признаваемый на аттестациях педагогов. Для коллег в дистанционном семинаре, вроде нашего, более значимы капитал человеческий (т.е. результаты профессионального и духовного развития) и социальный (т.е. документы о реальном участии в том ли ином сообществе, отзывы коллег и т.п.). Социальный раздел личного вебпортфолио, если грамотно составлен, отвечает запросу: "скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты". Такой подход аналогичен просмотру библиографий: список использованных источников иногда эффективнее собеседования.

Вебпортфолио входит в Personal Learning Environment как отправная точка для оценки продвижения учащегося по лестнице профессионального и общего развития. При этом особо интересны отзывы коллег (как их включить в личный портфолио?)

В заключение этого поста вопрос: что нового даёт обсуждение темы вебпортфолио в коннективистском контексте по сравнению с известным уже 5 лет назад (образчик - http://www.openclass.ru/node/44631)?

PLE - PLN

Мне нравятся краткие заголовки в символах математической логики по сути постов. Такой заголовок применил Иван Травкин для тезиса "Персональная образовательная сеть В персональной образовательной среде". Однако символы матлогики "непривычны" для наших сервисов, а потому при сохранении текста знак включения был заменён знаком вопроса. Чтобы избежать технических казусов, изменил заголовок, поставив на первое место английскую аббревиатуру "персональной образовательной среды", в которой строю "персональную образовательную сеть".

Рассмотрим пример "Образование 3" (проблема содержания нового исторического типа образования; этой проблемой занимаюсь последний год - http://vio.uchim.info/Vio_121/cd_site/articles/art_1_2.htm). В модели исторического типа после выделения субъекта ("учащийся") вторая задача - формирование учащимся персональной образовательной среды.
Структурирование среды веду в соответствии с представлением об информационной культуре личности (ИКЛ), апробированным на Вебинаре 1302 (февраль 2013 г.) - http://www.openclass.ru/node/341677. Среди модулей ИКЛ есть модуль "Круги общения" (= персональная образовательная сеть?). В привычной нам линейной структуре текста этот модуль следует за модулем персональной образовательной среды. А в гипертекстовой среде (и в графических моделях "интеллектуальных карт" - mindMapping) коллеги по семинару могут представить иные соотношения своих сред и сетей.

В июне с.г. коллега В.М.Богатырёв создал группу "Образование 3" в Facebook - https://www.facebook.com/groups/714385765289258/ В группу записались 14 чел. (в т.ч. пятеро из участников нашего cMOOC). Информационную среду группы пополняют 4 автора, остальные участники пока безмолвствуют.

В моей сети группа О3 на Facebook - в "зоне ближайшего развития" (после семинара И.Травкина). Поскольку форумы Facebook подходят для клубного общения, но не очень благодатны для сетевых проектов, в тандеме с группой во всемирной социальной сети проектируем cMOOC на elpronet.ru, где будем разрабатывать проект "Образование 3" содержательно. Ю.Н.Белоножкин предложил структуру взаимодействий по модулям модели "Образование 3" - http://elpronet.ru/course/view.php?id=32. Кто настроен стать партнёром в сети "Образование 3" на elpronet.ru, обозначьте свой интерес в комментариях ниже (и в двусторонней переписке mailto:vann1936@gmail.com).

Хаос VS соразвитие

Воскресенье. По шоссе возвращаемся в Москву. На ремонтируемом участке четырёхполосное движение сжимается в одну полосу. Километра за два до "горлышка" встраиваемся в конец медленно движущейся колонны машин. Точнее - двух колонн, ограниченных слева сплошной линией разметки. Далее слева - две свободные полосы, которые ремонтники не успели отделить временным барьером.
Медленно, но движемся в двух колоннах. И вдруг слева пролетает одна машина, за ней другая... и вот уже за минуту слева возникает третья колонна, спустя несколько минут - четвёртая. Наша колонна замедляет движение, а потом и вообще останавливается. Пробка под палящим солнцем (+30 градусов)! А до "горлышка" ещё 500 м. Эти полкилометра  "ехали" около часа... Всерьёз опасались за бабушку, сидящую с солнечной стороны машины.

Друзья, какие аналогии с практикой коннективистких курсов вызывает эта ситуация?    

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога