Мой тезаурус в 2014 г.

В соответствии с задачами Вебинара 1412а (https://www.facebook.com/events/316517308546018/) выделяю 10 ключевых понятий текущего самоопределения в жизни.

  1. vann1936
  2. Образование 3
  3. Учащиеся третьего возраста
  4. Информационная культура учащегося
  5. Глобальная Единая Общественная Среда
  6. Персональная Образовательная Среда
  7. Автодидактика взрослого учащегося
  8. Андрагогика ХХ1
  9. СТОИК
  10. Веб-портфолио


Ниже - моё осмысление этих понятий

vann1936 - логин с 2007 г. Сочетание аббревиатуры имени и фамилии с годом рождения даёт ключ для поиска данных о человеке и его информационном капитале. При первом знакомстве советую ввести это сочетание в Яндексе или Гугле. Правда. поисковики выдают данные в случайном порядке. Чтобы составить целостное представление, нельзя ограничиться первой страницей выдачи по запросу vann1936.

"Образование 3" - название доклада на международном конгрессе инновационного образования в ноябре 2013 г. о модели информального образования взрослых, познающих мир и себя в мире по своей автодидактике в персональной образовательной среде. Понятие "Образование 3" стало ключевым в группе на Facebook, которая через  5 месяцев после создания насчитывает до 100 добровольно записавшихся из России, Украины, Белоруссии, Эстонии, Узбекистана и др. стран, где общаются на русском.

"Учащиеся третьего возраста" - проект (https://clck.ru/9NFmz) в группе "Образование 3", нацеленный на учащихся всю жизнь (lifelong) и в объёме жизни (lifewide). Многие пенсионеры, лишившись привычной занятости, теряют смысл жизни.  А техника и технологии ХХ1 века при условии овладения ими открывают беспрецедентные возможности саморазвития на благо человека, семьи, общества. Реализовать эти возможности под девизом "Нам и внукам" - это ли не новый смысл жизни в третьем возрасте?

"Информационная культура учащегося" - фундамент саморазвития в ХХ1 веке - https://clck.ru/9MVXB . Развитие личной культуры в контексте перехода к "информационному обществу" (или "обществу знаний") расширяет горизонты человека от "повышения  квалификации" (профессиональной), на котором концентрировали внимание в индустриальных обществах, к т.н. "sustainable development" (перевожу как ДОБРО - Длительное Относительно Безопасное Развитие Ойкумены)

"Глобальная Единая Общественная Среда" (ГЕОС) - понятие ГЕОС разрабатываю не один год - http://www.openclass.ru/node/182674 (вслед за понятием Ноосферы как земной оболочки, в которой живёт и которую изменяет человечество). "Образовательную" составляющую этого понятия заменил на "общественная" (социо-культурная), так как жизнь человека от рождения до смерти проходит в обществе и не сводится к образованию. К тому же многие относят образование человека только к детству и юности (школа и вуз).
ГЕОС - конечный масштаб земной среды обитания и самоопределения человека.

"Персональная Образовательная Среда" (ПОС) - часть ГЕОС, выделяемая учащимся для решения текущих задач самообразования. В отличие от "информационной" трактовки ПОС на первый её план ставлю людей, от которых получаю и которым передаю информацию ("круги общения"). Такое понимание ПОС требует дальнейшей разработки её социальной составляющей в контексте модели "Образование 3"

"Автодидактика взрослого учащегося" - это конкретная в пространстве и времени программа его действий в ГЕОС и ПОС. При подготовке доклада на международную конференцию EDUCA 2008 Moscow -http://www.slideshare.net/vann1936/80930annenkoveduca-online - с удивлением обнаружил колоссальный разрыв между массивом публикаций по педагогической дидактике и по автодидактике. Прошу коллег помочь в объяснении и преодолении этого разрыва.

Андрагогика - научная база обучения взрослых, зародившаяся в XIX в. в Германии, развившаяся во второй половине XX в. в США, а затем и в России, но "в тени" педагогики, которую у нас считают наукой об образовании всех и вся. Осенью 2002 г. вёл для пятикурсников МЭСИ семинар "Андрагогика ХХ1". Результаты доложены на конференции в МФТИ в январе 2003 г. - http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2003/6/124.html. Тогда же сочинил такое представление:
Вам известен андрагог?
Он - не столько педагог,
Сколько мудрый собеседник,
Консультант и исповедник.
Ценен он своим вниманием
К целям индивидуальным;
Помогает нам постичь,
Как их поставить и достичь.

СТОИК - аббревиатура для обозначения комплекса Сетевых Технологий Образования, Инноваций, Коммуникации. Апробированы несколько вариантов строительства сетевых сообществ на базе этих технологий: кроме очно-дистанционного сообщества СТОИК-1, сложившегося в 2002-2006 гг. в ходе очных семинаров ИСТО МЭИ, в 2005-2008 гг действовало сообщество СТОИК-2 в массовой сети Мой Мир (http://my.mail.ru/community/stoik/), в 2009-2013 гг. - сообщество СТОИК-3 среди учителей и методистов Открытого Класса (http://www.openclass.ru/node/25965), а также в связи с Международной конференцией по основам науки об информации (http://www.openclass.ru/node/356920). Стоики акцентировали внимание на когнитивные и социальные технологии, а ИКТ рассматривали как вспомогательный инструмент для  становления новых форм познания и социализации в ХХ1 веке.

Веб-портфолио - социальная технология Открытого Образования ХХ1 века. В группе "Образование 3" эта технология становится основной для суждений о коллеге (https://www.facebook.com/events/522282877908251/permalink/524504077686131/). К сожалению, многие участники группы ещё не имеют своих веб-портфолио.

***
Тезаурус человека ситуативен, т.е. определяется его интересами в определённый период жизни в определённой среде. Отбор перечисленных 10  понятий моего тезауруса продиктован ситуацией в группе "Образование 3".

Через выделение и сравнение ключевых понятий и их кластеров в личных тезаурусах коллеги в группе "Образование 3" получают возможность лучше познакомиться друг с другом, определить круги общения, выбрать партнёров для сетевых проектов.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога


Powered By Blogger