Проектирование учебно-исследовательской деятельности: от занятости к занятию

В Вебинаре 1412b группы "Образование 3" формулировка сегодняшнего заголовка отражает особенность движения взрослого учащегося: не "от частного к общему" (как у детей), а "от общего к частному".

Этот алгоритм понимаем в разных масштабах жизни и личной культуры :

  • от смысла жизни к смыслу этапа жизни (скажем, в третьем возрасте);
  • от общей культуры к одному из её направлений (скажем, познанию);
  • от мировоззрения к его реализации в конкретном действии;
  • от стратегической цели к решению конкретной задачи...

В отличие от школьника, смысл действий которого задаёт учитель, взрослый учащийся сам ставит себе стратегические цели и проектирует тематические занятия как шаги к этой цели. Кстати, алгоритм "от общего к частному" может быть  одним из критериев самоопределения взрослого и его тестирования "работодателями".

Кроме утверждения алгоритма "от общего к частному", заголовок сегодняшнего занятия в недельном Вебинаре 1412b нацеливает внимание ещё на одну особенность образования взрослых: ориентацию на исследование (вместо привычного в школе заучивания готового). В практике образования взрослых массовый переход от учёбы к исследованию и открытиям ещё впереди.

Исследовательское задание: выделить алгоритм "от общего к частному" в вебинарах группы  "Образование 3" (а для продвинутых - в своей жизни).

Сектора культуры взрослого

В группе "Образование 3" (по модели для саморазвития взрослого https://www.facebook.com/groups/714385765289258/)  поставлена проблема понимания личной культуры как единства со-знания и действий.-https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/798138090247358/

Многолетние наблюдения показывают, что люди, получившие профессиональное образование, предпочитают "повышать квалификацию" в своей профессии. Между тем нарастающая сложность и неустойчивость Мира требует от человека готовности к действиям в разных сферах жизни (lifewide): к смене профессий, к работе с разнообразной информацией, к адекватным поступкам в ответ на экономические, экологические, другие изменения.

На основе личного опыта выделяю в личной культуре такие  сектора:

1. Информационная культура (фундамент других секторов личной культуры)

2. Профессиональная культура (формируется средним и высшим профессиональным образованием, а затем - курсами повышения квалификации в профессиональных корпорациях)

3. Гражданская культура (для самоорганизации в обществе)

4. Семейная культура (для самоорганизации в семье)

5. Экономическая культура (для адаптации индивида к экономической неустойчивости в регионе проживания)

6. Экологическая культура (для адаптации к неустойчивой природно-антропогенной среде обитания)


Этот список - не норма, а иллюстрация современной необходимости не ограничивать саморазвитие руслом профессии. Если обсуждать, то именно заключительный тезис.

Диалог с Т.Филатовой о личной культуре

Сегодня Татьяна Филатова написала к посту "Культура взрослого..." комментарий https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/798137273580773/?comment_id=798189970242170&offset=0&total_comments=3, диалог по которому, как мне кажется, может быть полезным всем размышляющим о культуре.


ФТ?: "культура взрослого - понятие, которое указывает на то,что есть культура не-взрослого?"
АВВ: Речь прежде всего о личной культуре, в отличие от культуры народа, от всемирного наследия.
В моём понимании, личную культуру человек копит и перестраивает с первых лет жизни и до смерти. Понятие личной культуры применимо к разным возрастам. Различие - в спонтанном или сознательном развитии своей культуры.
Дети обычно не задумываются о своей культуре. А вот взрослым, ответственным не только за себя, но и за родных в семье, подчинённых на работе, за судьбы Родины и Мира, надо бы развивать свою культуру.
В педагогической науке и практике распространились иностранные понятия "компетентность". "человеческий капитал"... На мой взгляд, их можно заменить понятием "личная культура".  И ставить развитие личной культуры целью образования. Но для этого надо переосмыслить понятие "культура", научиться функциональной диагностике личной культуры, как диагностируем здоровье.

ФТ?: "главное, речь идет о устоявшемся мировоззрении, ценностях человека. Они составляют фундамент культуры личности"
АВВ: согласен: мировоззрение, человеческие ценности - фундамент культуры личности. И в лепестковой диаграмме личной культуры - https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10202521937522833&set=gm.798137273580773&type=1 - имеют свои сектора. Т.е. это - понятия не только философские, но и для тестирования качеств личности.

ФТ?: "А если только поиск, текучесть, пересмотр ценностей и сомнение, их девальвация? То можно ли говорить о культуре ВЗРОСЛОГО?"
АВВ: О той или иной личной культуре "можно говорить" по отношению к любому человеку любого возраста. Вы уже заметили, что придерживаюсь естественно-научной, а не аксиологической (оценочной) трактовки "культуры".
В понятии личной культуры интегрирую разные качества личности, сформированные образованием. Наша беда - в распространении "клипового" со-знания. В "информатизации" образования упор на технику и ИКТ. А основы бытия человека и общества отставлены даже не на второй план, а на дальние "задворки".

ФТ?: "...быть может, информационная культура - это культура форм восприятия внешнего мира, его потока, и не более?"
АВВ: "информационная культура личности" - фундамент личной культуры. Но только часть, а не вся личная культура. В посте о секторах личной культуры такой взгляд развёрнут подробнее.
Не будем подменять целое частью, пусть и фундаментальной.

ФТ?: "...обращаться сегодня к культуре личности в целом - обращаться к "бездне"?
АВВ: Известно крылатое выражение: "каждый человек - вселенная". Естественные науки ныне с успехом изучают Вселенную.  Зачем же нам откладывать изучение личной культуры на неопределённое будущее?
В нашей группе - сотня специалистов разных ветвей науки и образования. Если все примут участие в общем деле, личная культура не покажется такой "бездной", как каждому в отдельности.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога