К рефлексии Вебинара 1502b о саморазвитии в семье.

В "чёрную пятницу" :), за два с лишним дня до завершения Вебинара 1502b задумаемся, что дала эта неделя участникам и как они действовали в недельном вебинаре.. Как обычно, свои рефлексии помещаем в личные блоги, а ссылки кидаем а) в "Журнал ссылок...", б) в комментарии к этому посту.


В моём восприятии неделя с 9 февраля знаменательна, во-первых, опытом Владимира Михайловича Богатырёва, ведущего вебинар, организовать сетевые взаимодействия по дням с подведением итога каждого дня; во-вторых, притоком свежих сил (8 новых членов группы)

Введение к Вебинару 1502b - https://www.facebook.com/events/1537562996519828/ - В.М. начал с краткого самопредставления (что не худо бы перенять и другим ведущим недельные вебинары) и поставил вопросы: "когда кризис, а в моей стране даже война, стали условием жизнедеятельности миллионов семей, растет понимание ценности семейной взаимоподдержки. Как повысить устойчивость семьи в бурном потоке нынешних событий?.. Как строить отношения с близкими? Как могут проявлять себя в этих отношениях представители всех поколений взрослых членов семей?"

В первый день ведущий ждал от участников "рекомендации относительно структуры и содержания персональной образовательной среды представителей каждой категории: 1) Студенты; 2) Родители; 3) Третье поколение; 4) Вузовские наставники и научные руководители студентов; 5) Власть по месту жительства семей; 6) Коучи"

Содержательный ответ и свою позицию по теме недельного вебинара дал Евгений Боуден - https://www.facebook.com/events/1537562996519828/permalink/1538522229757238/. Он видит различия в семейных отношениях прежде всего между сельскими и городскими жителями. На селе все поколения семьи, как правило, живут вместе, тогда как в городах, особенно в мегаполисах, поколения семьи разбросаны по своим квартирам, нередко - в разных районах города.

Коррективы в постановку вопросов Вебинара 1502b предложил В.А.Лебсак: "Учитывая наше двойное гражданство ("Образование 3" и "ПрофиДО"), предлагаю рассмотреть как инструменты социальных сетей позволяют повысить саморазвитие в семье" - https://www.facebook.com/events/1537562996519828/permalink/1537562999853161/?comment_id=1537922783150516&offset=0&total_comments=2. В.А. привел примеры сетевых взаимодействий в его семье. Приветствую личностный подход (обмен конкретным опытом, а не клише того или иного профессионального сообщества, как, например, в https://www.facebook.com/events/1537562996519828/permalink/1537683416507786/).

В ответ на просьбу ведущего рекомендовать структуру и содержание персональной образовательной среды в комментарии АВВ150210 (https://www.facebook.com/events/1537562996519828/permalink/1538031653139629/?comment_id=1538197356456392&offset=0&total_comments=7) даны ссылки на ряд постов о ПОС:
Образовательная среда как внешняя структура, в которой учащийся организует процесс саморазвития - http://annenkovvv.blogspot.ru/2015/01/blog-post_31.html
На новом компьютере обустраиваю среду саморазвития - http://annenkovvv.blogspot.ru/2015/02/blog-post.html
Техника моего рабочего места - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/11/blog-post_4.html
Мои пакеты компьютерных программ и веб-сервисов - http://annenkovvv.blogspot.ru/2014/11/blog-post_6.html)...

Итак, в обсуждении постов Ведущего Вебинар 1502b развёрнутыми комментариями участвовали пока лишь трое из 19 записавшихся на это "мероприятие". Будем надеяться что в выходные время найдётся и у других.

Теперь о "притоке свежих сил". На этой неделе в группу вступили 8 новичков. Пятеро из них приняты Григорием Олеговичем Громыко. Отсутствие представлений новичков побудило обратиться к принимавшим их "старожилам" с "Открытым письмом..." -  https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/839783746082792/. А может быть следует ввести в нашей группе правило "первого знакомства"? Чтобы новички сами представлялись в Хронике группы, фиксируя цели вступления и проектируемые вклады в общее дело?



В чём специфика сопровождения СПО в www?

Рано утром прочитал интересную рефлексию Л.Б.Карабановой о среде её саморазвития -http://blog-karabanovoj.blogspot.ru/2015/02/3.html. Жаль, что опубликована, когда начинается Вебинар 1502b: нет возможности обсудить в группе, не отвлекая от новой темы :(

Приглашаю вместе поразмышлять о специфике выстраивания персональных образовательных сред в сфере Среднего Профессионального Образования:
а) студентом СПО своей ПОС,
б) преподавателем СПО среды для группы студентов,
в) преподавателем СПО своей ПОС (для развития на протяжении жизни (lifelong) и в объёме жизни (lifewide).

А. Специфику постановки задачи для студентов учреждений СПО вижу прежде всего в их возрастных целях. Студент СПО - юноша/девушка между старшеклассниками школы и бакалаврами вуза. В среднем они настроены прагматичнее своих сверстников: им надо возможно быстрее освоить специальность и начать зарабатывать.
Отсюда гипотеза 1: студент СПО ограничивает свою образовательную среду тем, что предусмотрено учебной программой (от сих до сих), строит ПОС по минимуму для своей специальности.
Однако в потребительском обществе студент СПО сталкивается с многими искушениями, уводящими в сторону от образования по специальности. В жизни его ПОС - шире предлагаемой преподавателями ОУ СПО. В неё входят, например, компьютерные игры (эпидемия, захватывающая со школьной скамьи и нередко перерастающая в привычку, съедающую время и в зрелые годы). Так что реальная ПОС студента СПО  далека от идеальных моделей.

Б. Преподаватель в СПО, формируя образовательную среду для своих студентов, должен руководствоваться не только государственным стандартом и учебной программой по специальности, но и знанием интересов студенческой группы. Кроме источников по специальности, соответствующих компьютерных программ и веб-сервисов, в среду студентов СПО включаем литературные (а также изобразительные и музыкальные) "отступления" для мотивации работы студента именно в этой среде и для воспитания человеческих качеств.
Не допускаем подмены понятий вроде "персональная образовательная среда колледжа" (понятие "ПОС", ориентированное на отдельных учащихся, механически применено к корпоративной заботе - образовательному учреждению).

В. Развиваясь всю жизнь, преподаватель СПО строит свою ПОС с прицелом на ДОБРо (Длительное Относительно Безопасное Развитие), т.е. стратегически, а не коньюнктурно. Как это делать - вопрос для специальной разработки.

В чём же специфика проектирования и реализации образовательных сред в системе СПО (по сравнению с общеобразовательными школами и с университетами)? Ответы на этот вопрос поищем в Вебинаре 1502d, который будет проводить Любовь Борисовна Карабанова в последнюю неделю февраля.


Мои впечатления о неделе 2-8 февраля.

Хотя "ещё не вечер", подвожу итоги недельного вебинара, поскольку образовательная технология "Гонка за лидером" диктует необходимость некоторого опережения.

Первая неделя февраля для меня знаменательна двумя событиями:
А. эксперимент сочетания очной "Недели науки" в Оренбургском педагогическом университете и дистанционных взаимодействий в Вебинаре 1502а в Facebook (замысел возник из январской переписки с Кафедрой ПВШ ОГПУ - https://www.facebook.com/vann1936/posts/10202897713316993);
Б. персонализация нового компьютера для работы в Интернет.

А. Эксперимент

К 2 февраля в ленте Вебинара 1502а была заложена инфраструктура сетевых взаимодействий по стержневой теме "Недели науки"

1. Введение в недельный вебинар "проектирование персонального сегмента в www" - www.facebook.com/events/1666641760229748/

2. Образ главной идеи Вебинара 1502а - на "обложке" его страницы


3. Путеводитель по заделу группы "Образование 3" в проблемном поле "Персональная образовательная среда" (ПОС) - www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1666671106893480/

4. Лента о пробелах в модулях кластера ПОС - www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1666673673559890/
(к сожалению, "пробелы" так и не обсуждались)

5. Лента "Замыслов дальнейшей разработки кластера ПОС" - www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1666678300226094/

6. Опрос для разделения участников Вебинара 1502а на группы с разным отношением к формированию ПОС - https://www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1666680116892579/?qa_ref=qd

7. Приглашение обсудить понятие "Персональная образовательная среда колледжа" (из программы "Недели науки") - (www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1669300976630493/).
В этом понятии просвечивает взгляд педагога, а не учащегося, выстраивающего свою образовательную среду.

8. Лента "Организационные вопросы дистанционных взаимодействий в Вебинаре 1502а" - www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1667091613518096/

9. Опрос о личных возможностях сетевых взаимодействий - https://www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1667163176844273/?qa_ref=qd

10. Лента "Структуры и процессы в персональной образовательной среде (ПОС) учащегося" - www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1667927626767828/

Таким образом, площадка для сетевых взаимодействий участников "Недели науки" в Оренбурге была создана. Но они не нашли время для реплик и диалогов в Вебинаре 1502а.

А может быть не были оповещены? 29 января А.Н.Ксенофонтовой и А.Леденёвой было направлено "Открытое письмо участникам "Недели науки" - https://www.facebook.com/vann1936/posts/10202877385808818 с такой "сопроводиловкой": "28 января в группе "Образование 3" создал event Вебинар 1502а для дополнения очных встреч во время "Недели науки" дистанционной коммуникацией. Если согласны, распространите это "Открытое письмо" среди участников "Недели..." и рекомендуйте мне "подающих надежды" (с адресами eMail и в Facebook). Жду ответы на моё вчерашнее письмо в адрес кафедры ПВШ и на это обращение. Ваш ВВ"

В создавшейся ситуации недельный вебинар был переориентирован на обсуждение забот членов группы "Образование 3" о среде саморазвития. Ниже - перечень постов и диалогов:

11. Сколько времени мы тратим на создание новой информации, а сколько - на строительство и поддержание своей ПОС? - www.facebook.com/events/1611344012433089/permalink/1611381112429379/
(ПОС - это важный, но подсобный элемент в жизни учащегося. Главное время - изучению источников и созданию новой информации "от учащегося-исследователя"

12. Диалог с Вице-Президентом Ассоциации дистанционного обучения Ю.Н.Белоножкиным - www.facebook.com/events/1666641760229748/permalink/1668827800011144/
(в этом диалоге - проблема включения в персональную среду учащегося независимых консультантов и экспертов; затронуто также понимание "дистанционного обучения" преподавателем, формирующим среду для группы студентов, и учащимся, выбирающим и выстраивающим персональную образовательную среду.)

13. Диалог с М.Н.Берсеневым об электронных библиотеках - https://www.facebook.com/events/1611344012433089/permalink/1611903852377105/
(АВВ150206: в сообществе библиотекарей обсуждаются проблемы "живых" библиотек с электронной составляющей в фондах и в обслуживании. А учащихся в персональных образовательных средах сегодня интересуют практические вопросы проектирования, подбора и сохранения личных библиотек, которые всё больше становятся цифровыми.)

14. Диалог с В.М.Богатырёвым о "Неделе науки" в Оренбурге - www.facebook.com/events/1611344012433089/permalink/1612534812314009/

15. Вебинары как часть современной образовательной среды - https://www.facebook.com/events/1611344012433089/permalink/1611344015766422/?comment_id=1612603978973759&offset=0&total_comments=1

16. Как организовать недельный вебинар в Facebook - https://www.facebook.com/events/1611344012433089/permalink/1612115922355898/?comment_id=1612132575687566&offset=0&total_comments=1

17. Персональную среду организуем в пределах финансовых возможностей - www.facebook.com/events/1611344012433089/permalink/1611708595729964/

Б. Персонализация нового компьютера.

Новый компьютер - это подарок, но одновременно и "чрезвычайная ситуация", ибо его персонализация требует времени и навыков не только по своей специальности. Обычно для настройки нового компьютера приглашают специалиста в ИКТ. Но для пенсионера это накладно.

На подробное описание, что делал для персонализации нового компьютера, в последний день Вебинара 1502а нет времени. Вернусь к редактированию этого поста позднее.

Заключение

А. Интеграция очных (в Оренбурге) и заочных (в Facebook) взаимодействий не удалась. Образовательная технология "смешанного обучения" (blended learning) уже проникла в школы и в самообразование взрослых, но в вузах распространяется, видимо, с трудом.

Б. Персонализацией нового компьютера занимался параллельно с действиями в Вебинаре 1502а. Времени на полноценное проектирование ПОС и реализацию проекта не было.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога