ЭОС и ИОС – ДИСКУРС В СООБЩЕСТВЕ СТОИК

Составитель - В.В.Анненков, Институт географии РАН, Москва  (vann@mail.ru)

Тысячелетиями человек общался с другими людьми «очно» – глаза в глаза. Изобретение письменности, затем - книгопечатания стало основой «заочного» общения, в том числе и между отдаленными поколениями. Изобретение телеграфа, радио, телефона, телевидения привело за ХХ в. к глобализации социальных связей в реальном времени. На рубеже ХХ и ХХ1 вв. в России распространяется Интернет, многочисленные ипостаси которого мы осознаем еще с трудом.

Поскольку российские школы и вузы шли к информатизации через особый предмет – информатику, раньше появилось технологическое представление об Интернет как о глобальной компьютерной сети сетей, оснащенной программным обеспечением и требующей овладения информационно-коммуникационными технологиями. Даже в 2003 г. на секции «Интернет и образование» августовского педсовета столкнулся с мнением: «Интернет - средство доставки информации и не больше». Позднее появился взгляд на Интернет как всемирную библиотеку информационных ресурсов, «свалку-кладезь», где среди навоза есть и алмазные зерна, которые помогают найти поисковые системы и предметные каталоги.

В сетевом сообществе СТОИК (Сетевые Технологии Организации Интеллектуальных Коллективов) развивается взгляд на Интернет как на глобальную Электронную Общественную Среду (ЭОС), в которой главное – это люди, создающие и потребляющие информационные ресурсы с позиций разных культур, научных сообществ и других социальных групп. При соответствующем техническом обеспечении и личных умениях элементы ЭОС доступны любому человеку. Несомненно, что формирование глобальной ЭОС придает развитию образования и самообразования в ХХ1 веке неизвестные ранее черты.

Одной из существенных черт предстает возможность конструирования Индивидуальных Образовательных Сред (ИОС) в глобальной ЭОС и выбора человеком подходящей социальной среды.  Индивидуальная образовательная среда включает разные сетевые сообщества и множество информационных ресурсов для поддержки как профессионального труда, так и общей жизнедеятельности. Сообщество СТОИК акцентирует внимание на социальных технологиях проектирования ИОС.

Предлагаемая выборка из переписки по электронной почте в группе СТОИК отражает взгляды на ЭОС и ИОС и их роль в образовании. Акцент ставится не на информационно-коммуникационные технологии, а на социальные технологии образования и самообразования.

В представленном ниже дискурсе. участвовали:
Андреев Александр Александрович (ААА) – ныне профессор Рос. гос. ин-та открытого образования
Анненков Владимир Владимирович (АВВ)– старший научный сотрудник Института географии РАН, председатель Интернет-комиссии Мос. Центра Русского географического общества.
Барский Вилен Григорьевич (БВГ)– редактор Интернет-журнала «Биосфера» - www.ihst.ru/~biosphere/
Богданов Александр Дмитриевич (БАД) – инженер по безопасности АЭС, г. Волгодонск
Взятышев Виктор Феодосьевич (ВВФ) – проф. Московского энергетического института, директор Исслед. Центра социальных технологий в инженерии и образовании (ИСТО МЭИ).
Голощапова Галина – студентка 5-го курса Мос. Ун-та экономики, статистики и информатики.
Лобанов Юрий Иванович (ЛЮИ)– зав. Лабораторией НИИ высшего образования, Москва.
Милютин Павел – аспирант кафедры географии мирового хозяйства МГУ.
Овсейцев Анатолий Алексеевич (ОАА) – инженер по микроэлектронике, руководитель проекта «Саморазвивающиеся Жизнедеятельностные Комплексы» г. Зеленоград, вице-президент Международной академии Меганауки.
Сафрошкин Юрий Васильевич (СЮВ) – профессор Ульяновского гос. университета.
Авторство фрагментов указано "выходными данными" писем, либо закодировано (инициалами ФИО и датой письма, из которого взят фрагмент).
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
From: Vladimir Annenkov  To: Овсейцев А. А. ; Казакова А.П. ; Взятышев В. Ф.
Sent: Sunday, January 27, 2002 12:58 PM    Subject: …инфосреда учебного курса
…Тема Ученого Совета МЭИ: "широкое внедрение новых информационных технологий в учебный процесс" … Наш вклад уместно сфокусировать на проблеме «формирование единой информационной среды учебного процесса»…

а) как понимать "единую информационную среду учебного процесса"?
    источники: учебник и др. печатные издания; сайт по учебному курсу; виртуальная лаборатория или практикум для изучения конструкций; производственная практика; сетевые семинары по техническому проектированию и социальному менеджменту реализации проекта...
    наставник: введение в предмет, комментарии источников, рекомендации по их сочетанию и комплексному использованию, руководство семинарами, индивидуальное консультирование...
    студенты: составление распределенной базы данных по курсу, разделение труда в учебной группе по углубленной проработке вопросов курса, индивидуальное освоение результатов работы коллектива...

----------------------------------
От: Vladimir Annenkov     Тема: развитие ЭОС        Дата: 29 августа 2002 г. 7:37

Спасибо всем активным участникам дискуссии за сотворчество в представлении
новой ЭОС. Речь - не о богине утренней зари (Эос древних греков), хотя она - символ озарений и инноваций. Обсуждаем "электронную общественную среду", которую можно понимать и
как "электронную образовательную среду".

ЭОС богаче подтекстами, чем распространенная ныне аббревиатура ИОС -
"информационно-образовательная среда". Считаю главным в этой среде не
электронную инфраструктуру, а общающихся людей и циркулирующие в Сети ИДЕИ.

...Пишу это письмо, чтобы заострить внимание участников дискуссии на проблеме развития ЭОС. Приглашаю поделиться опытом, как проектировать, создавать и развивать элементы такой среды (ИОС) качественно (и что значит "качественно"?). В моем представлении, дискуссия на эту тему отвечает цели ноосферного развития и задачам ноосферного образования.
----------------------
ОАА20830: Я рад продвижению нашего СО-знания, которое выражено в обобщении ЭОС. Акцент - на КАЧЕСТВЕННЫЕ особенности СРЕДЫ, в которую мы в данный момент все больше и больше погружаемся и, "бултыхаясь", все-таки "учимся плавать"… Реальные свойства этой ОДУХОТВОРЕННОЙ среды нам еще предстоит обсуждать в наших ДИАЛОГАХ
--------------------
Из письма Ю.В.Сафрошкина В.Ф.Взятышеву, В.В.Анненкову и др. 30 авг. 2002 г
...Прочитав ваш замечательный диалог про ЭОС, не смог удержаться... Редкий случай, когда почти со всем (на99%) согласен, включая эмоциональные нюансы…
---------------------------
АВВ20830: ...Когда на тему есть несколько откликов, значит она задела многих и надо ее развивать...
    ...Все прореагировали на ЭОС, но остался в стороне главный вопрос: "как проектировать, создавать и развивать элементы такой среды качественно (и что значит "качественно"?)".
Хотелось бы не только получить поддержку постановки вопроса, но и ответы и предложения по-существу. Что могут дать инженеры для проектирования образовательной среды? Как оценивать качество образовательной среды в целом (а не только отдельных ее компонентов - состояние компьютерной инфраструктуры, качество учебных материалов и т.п.)?
-----------------------------
ОАА20902: ВВ, Вы поднимаете актуальную сегодня проблему МЕРЫ и ОЦЕНКИ в обозначенной Вами СРЕДЕ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ). Эта СРЕДА является ПРЕДМЕТОМ научного ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЯ, а не ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.
    Категории КАЧЕСТВО-КОЛИЧЕСТВО-МЕРА успешно используются сегодня в
ЕСТЕСТВОЗНАНИИ… А в СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ и прогрессе ОБРАЗОВАНИЯ о проблеме МЕРЫ-НОРМЫ и "социальном проектировании" (с ориентацией  на инженерную конструктивность по "естественнонаучной шкале") пока говорить рано …
---------------------------
ВВФ20903-22  ...применительно к проблеме ЭОС возникает несколько вопросов:
1) ЭОС - это то, что всегда называлось образовательной системой, но с широким применением электронных средств? Или нечто иное?
2 )Что нового дает введение термина "среда"?
3) Можно ли оценивать качество среды, не учитывая качества работающих в среде педагогов?
4) Можно ли оценивать качество среды, не учитывая особенности  обучающихся в среде студентов?
5) нужно ли при оценке качества ЭОС оговаривать цели образования?

АВВ20904-11 Спасибо за конструктивное участие в дискуссии об ЭОС. Ее понимаю как гибкое сочетание разных (корпоративных, территориальных, классовых и др.) сообществ на основе иерархии компьютерных сетей от Интранет до Интернет. Слово "Электронная", вызвавшее... отрицательные эмоции, ввел, чтобы получить многозначную аббревиатуру ЭОС. Надеюсь, это – не большой криминал, если все будут понимать ЭОС как СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ СРЕДУ, основанную на электронных средствах информации и коммуникации.
   Что нового дает введение термина "среда"? - В географии уже более ста лет изучается и обсуждается проблема "человек и среда". На мой взгляд, такая постановка релевантна и для обществоведения ( в т.ч. и для наук, обслуживающих систему образования) в ХХ1 веке, когда акцент смещается на самообразование личности в ЭОС. Следует заметить, что в понятии "среды" географы различают материальную среду (природную и антропогенную) и среду социальную, которая сейчас под влиянием Интернет расширяется для отдельного человека до глобального (планетарного и мультидисциплинарного) масштаба.
    В таком контексте ответ на вопросы 3, 4, 5 - отрицательный.

Что касается вопроса "нужно ли при оценке качества ЭОС оговаривать цели образования?", то для разных субъектов образовательного процесса они различны, а ЭОС (в т.ч. и такая ее форма как Интернет)  "озаряет" всех. Субъекты образовательного процесса в зависимости от своих целей обращаются к разным сегментам глобальной ЭОС.
-----------------------------------------
Из письма А.А.Андреева Анненкову 5 сентября 2002 г.
...сейчас нет времени. Хорошо бы это все заархивировать и попозже почитать - это бесценный для науки материал.
----------------------------
Ю.И.Лобанов 4 сентября 2002 г. писал Анненкову:
…а какова основная антиномия для дискуссии?
…в среде разработчиков компьютерных средств обучения ЭОС - экспертно-обучающая система (термин рожден на конференции в Одессе в середине 80-х годов прошлого столетия)
----------------------------------
Анненков в ответ Лобанову 6 сентября 2002 г.:
...Что касается антиномии для дискуссии, то она задается различением ЭОС как спонтанно развивающегося многоуровневого объекта и целевых ИОС (индивидуальных образовательных сред) как субъект-объектных систем.

Во всяком случае проектирование ИОС (в том числе электронных учебников, веб сайтов и пр.) без осмысления их "экологических ниш" в ныне глобальной ЭОС, на мой взгляд, снижает качество проекта.
----------------------------------
Лобанов Анненкову 6 сентября:
...рассуждая о существе отношения ЭОС-ИОС (Ваших), почему-то кажется, что противопоставлять ЦЕЛОЕ и его ЧАСТЬ не особенно продуктивно.
----------------------------
 Анненков Лобанову 7 сентября:

...В противопоставлении ЭОС и ИОС основание деления - не "целое и часть", а отношение к ним субъектов образовательного процесса. ЭОС задана эволюцией, объективна. Информационно-образовательные среды конструируются субъектами и так или иначе встраиваются в ЭОС. Атрибут информационно-образовательных сред - "целевые" - не применим к глобальной ЭОС.

Далее. Среди ИОС тоже различаем антиномию: системные ИОС, создаваемые грамотными обучающими, и "неупорядоченные" ИОС - продукт вольного поиска и отбора (осмысленного - "целевого", или неосмысленного) обучающимися. Одна из главных задач тьютора-консультанта - научить, как в процессе самообразования строить системные ИОС из неупорядоченных.

Вообще, пытаюсь сменить точку зрения: смотреть на образование глазами не обучающего, а обучающегося (самообразование). В моем представлении андрагогика ХХ1 века - это психологические, социологические и культурологические основы САМООБРАЗОВАНИЯ. С этой позиции понятие "образовательная среда" становится ключевым. Не могли бы рекомендовать несколько источников с разными взглядами на то, как структурировать современную образовательную среду?
----------------------------
из письма Ю.И.Лобанова Анненкову 10 сентября:
...Если бы, дорогой ВВ, удалось сформулировать тему дискуссии как проектную задачу, то эффект был бы продуктивнее...
--------------------------------
Анненков Лобанову 10 сентября:
...Если в сетевых дискуссиях уже имеем некоторый опыт, то в "проектировании образовательной деятельности" - ПОД - (для начала - проектировании самообразования) иду ощупью. Мне бы очень хотелось освоить эффективные технологии ПОДполя не в подполье, а опираясь на багаж НИИ высшей школы.
---------------------------------
ОАА20911 Владимир Владимирович, именно через проект ЭОС Вы "ухватили за одно из звеньев" (КП "ОБРАЗОВАНИЕ-ХХ1") содержательную сторону саморазвития ЦЕЛОСТНОСТИ СОЦИУМА на пути становления НООСФЕРЫ.
А потому мне представляется, что в рамках Проекта "ЭОС" имеют "право жить" все Вами обозначенные (в "Какие проекты будем разрабатывать совместно?") четыре пункта. Приоритеты их разработки будут определяться в соответствии с ситуациями в РАЗВИТИИ ЦЕЛОСТНОСТИ. Вот тут-то и нужен некий "Аналитико-информационный центр", ориентированный на "синтез целостности", в контексте Социального (инженерного) Проектирования на основе ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
---------------------------------
От: Annenkov  Кому: Голощапова Галина. Тема: Интернет в деревне и в самообразовании? Дата: 20 октября 2002 г. 12:06

В комментариях к фрагменту из пособия "Педагогика высшей школы" А.А.Андреева Вы затронули очень важную проблему:
"...мой отец родом из Воронежской области. Для того села, где он родился, перейти на системы дистанционного образования было бы перспективно, так как молодые не уезжали бы из деревни... Если бы ТАМ, в удаленных деревнях и поселках, были бы компьютеры, был бы доступ в интернет, то, на мой взгляд, это бы решило серьезную проблему концентрации людей в центрах, перенаселение городов и т.д."
ВВА: Компьютеризация сельских школ разворачивается сейчас в РФ по государственной программе создания единой образовательной информационной среды... Поставка компьютеров в школы обнаружила однако другую проблему - большинство учителей не подготовлены к их использованию, не говоря уже об отсутствии навыков работы в Интернет. Образовательные стандарты многих педагогических специальностей еще не предусматривают освоение Интернет. Вот Вам и поле для АНДРАГОГИКИ и самообразования взрослых через всю жизнь.
В то же время те изменения в расселении, о которых Вы пишете, уже начались в развитых странах и подспудно зреют в России. Знаю примеры небольших городков науки в сельской местности, где подключение к Интернет здорово смягчает былую изолированность.
----------------------------------
Барский Вилен Григорьевич 31 октября 2002. (Несколько замечаний по тексту об ЭОС).
    Возможно, из-за позднего подключения пропустил Ваш документ-печку, от которой стоит начать образовательный танец, под названием «Концепция образования 21». Ранее ВВФ  представил документ «Концепция образования, ориентированного на качество деятельности его выпускников». 6 ноября 2001 года. Принят ли он за основу? Или эту роль играет статья В.В. Анненков, В.Ф. Взятышев. Технологическое и технологичное образование в педагогике и андрагогике ХХ1 века?
…Глобальных сетей много. Интернет - одна из них. Для  процесса обучения еще долго большую роль будут играть местные сети, на примере которых и через которые можно выходить во внешний мир. Термин среда в нашем случае совершенно меняет смысл по сравнению со средой в таких сочетаниях, как среда обитания или общественная среда. Об этом стоит сказать во избежание недоразумений.
----------------------------------------
От: Богданова А.Д. Кому: Взятышев; Копия: Анненков; Сафрошкин; Шейнбаум; Овсейцев; Лобанов; Колин. Тема: от СО-к ОС.    Дата: 3 января 2003 г. 15:40

…система образования должна трансформироваться в образовательную среду, (в которой) индивидуум, наконец, получит возможность со-творять себя. Что уже и произошло в сфере экономики и промышленности. Трудно представить эту образовательную среду, если постоянно втискивать ее в прокрустово ложе действующей системы образования. Разница между "системой образования" и "образовательной средой" такая же, как между социалистической формой хозяйствования и капиталистической. Точнее, не совсем так, потому что задействуется феномен, которого не было ни при капитализме, ни при социализме, и который уравнивает шансы всех, стремящихся со-творять себя. Это - ЭОС.
    Таким образом, речь следует вести не о нашем <рыночном> образовании в его самом неприглядном современном виде и не о системе образования в капстранах, которая также устарела, а о совершенно новом процессе развития молодого поколения, точнее, о создании условий для его саморазвития. При этом, принцип <не навреди> в переходной период становится приоритетным.
------------------------------------------------------------------
От: Pavel Miliutin Кому: Annenkov Тема: Re: ЭОС-212  Дата: 4 января 2003 г. 23:57

Прочитал несколько раз дискуссию об ЭОС. Сложилось впечатление, что самого главного в ней не написано, а есть только комментарии и отзывы "о главном". Пытался понять, что конкретно обсуждается. В принципе понятно, что разговор об ЭОС, но что под этим подразумевается? По-моему, каждый участник подразумевает что-то свое.
(Для целенаправленного формирования ИОС) нужно сесть и написать техническое
задание, где четко определить, что мы хотим сделать, как это будет выглядеть, какая информация на входе, какая на выходе, детали реализации, целевая аудитория, спрос+предложение/затраты на реализацию. С последующей "раскруткой" проекта, иначе он просто умрет, не найдя пользователей.
---------------------------------------------------------------------

От: Annenkov Кому: Miliutin Копия: Взятышев Тема: Re: ЭОС-212 Дата: 5 января 2003 г. 11:40

…материал "ЭОС-212" - предпроектное обсуждение проблемы соотношения между стихийно сложившейся "электронной общественной средой" (или более узко - "электронной образовательной средой), которая = Интернет, и целенаправленно (или "по воле волн" Интернет-серфинга ) формируемыми ИОС - индивидуальными образовательными средами субъектов образовательного процесса.
Например, Вы в Вашем исследовании Интернет определили для себя одну ИОС, а я - другую. Объект (Интернет) - один и тот же, но наши образы объекта и его срезы, избранные каждым, - различны. Эти различия восприятия имеют и минусы (если не понять основания различий, то трудно договориться), и плюсы (дополнительность восприятий, в совокупности обеспечивающих более полное представление об объекте).
Соотношение между ЭОС и ИОС аналогично соотношению исторически сложившейся
мировой культуры и культуры отдельно взятой личности, формируемой не только окружающим социумом, но и самой личностью.
Но ИОС можно трактовать и как "информационную образовательную среду", целенаправленно создаваемую неким коллективом. В качестве такой ИОС можно рассматривать сайт кафедры географии мирового хозяйства (если он создается не только Вами, но всей кафедрой). Для создания и развития коллективных ИОС требуется техническое задание..
--------------------------------------------------------------------------
ЗАКЛЮЧЕНИЕ составителя

Итак, предпроектное обсуждение понятий «электронная общественная (в том числе и образовательная) среда» и «индивидуальная образовательная среда»:
а) зафиксировало проблему соотношения и взаимодействия объективной глобальной ЭОС и субъективно формируемых ИОС;
б) неясность проблемы по меньшей мере для некоторых создателей ИОС;
в) неразработанность социальных технологий проектирования целевых ИОС как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога