Взгляд на самообразование взрослых в 2004 г.

Проблема выделена как особое направление в письме коллегам  в группе СТОИК-1

От: Annenkov V.V.
Кому: Барский В.Г.; Беляев М.И.; Богданов А.Д.; Взятышев VF; Воронов М.В.; Гальетов В.П. ; Громкова М.Т.; Калмыков В.Л; Крутских В.В.; Лищинский А.И.; Нилова С.В.; Шиян А.А.; Лобанов Ю.И. ; Овсейцев А. А.
Тема: СТОИК_ самообразование
Дата: 1 октября 2004 г. 11:51

1. К постановке проблемы самообразования взрослых
    1.1 Во вложении архивированы избранные ресурсы к пониманию
"самообразования". При просмотре результатов поиска в Интернет складывается впечатление, что российская психология и педагогика занимаются проблемой самообразования гораздо меньше, чем дидактикой обучения. Попытки осмыслить самообразование и его составляющие встречаются в форумах молодежи, в рассылках, в дистанционных курсах для менеджеров и подобных Интернет-ресурсах. Доктора наук и профессора считают (как часто? - статистики нет), что "самообразование" - для вступающих в
жизнь, а убеленным сединами заниматься этим не пристало. В лучшем случае согласны обсуждать "самореализацию", "саморазвитие" через всю жизнь.
    1.2 Если "образование" = трансляции знаний, умений, навыков (знаменитое ЗУН советской педагогики) + воспитанию, то "самообразование" включает те же компоненты применительно к активности учащегося (не только в школе и вузе).
Соответственно, вместо "дидактики" - "автодидактика", вместо "воспитания" - "самоменеджмент".  ...Выскажу гипотезу: технологически "автодидактика" и "самоменеджмент"
разработаны значительно менее, чем их тёзки, адресованные преподавателям.
    1.3 К сожалению, не было времени поискатьинформацию по словосочетанию "культура самообразования". ...понимаю под "культурой самообразования" единство теоретических и
технологических образов автодидактики и самоменеджмента в сознании человека с практикой самообразования. А каковы суждения коллег на основе их опыта?
    1.4 Кому как не людям старших возрастов, входящих в сообщество СТОИК, на своем жизненном опыте разрабатывать проблему самобразования через всю жизнь. При этом мы выходим за рамки распространенных постановок (второе и др. высшее образование, подготовка к защитам кандидатских и докторских диссертаций, повышение квалификации в своей специальности и т.п.)

2. В проекте содержания web-узла СТОИК, который посылал в АВВ40910-8 (СТОИК_план осени_  проект сайта СТОИК) проблема самообразования занимает одно из центральных мест. Жду предложения к содержанию этого раздела web-узла.

3. Не исключено, что суждения о "культуре самообразования" следует включить в статью для МАН ВШ.

4. Последнее по списку, но не по значению: до 7 октября надо отослать сообщение от СТОИК о качестве самообразования взрослых в Оргкомитет телеконференции по качеству педагогического образования. Пока в ответ на АВВ40914 (СТОИК_ качество самообразования) желание участвовать в подготовке сообщения высказали  Ю.И.Лобанов и А.А.Овсейцев, хотя проблема, как мне представляется, затрагивает всех, кто учится всю жизнь (возможно, в иной, чем моя, постановке и терминах). Жду пожелания участвовать.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога