Диалог с Т.Филатовой о личной культуре

Сегодня Татьяна Филатова написала к посту "Культура взрослого..." комментарий https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/798137273580773/?comment_id=798189970242170&offset=0&total_comments=3, диалог по которому, как мне кажется, может быть полезным всем размышляющим о культуре.


ФТ?: "культура взрослого - понятие, которое указывает на то,что есть культура не-взрослого?"
АВВ: Речь прежде всего о личной культуре, в отличие от культуры народа, от всемирного наследия.
В моём понимании, личную культуру человек копит и перестраивает с первых лет жизни и до смерти. Понятие личной культуры применимо к разным возрастам. Различие - в спонтанном или сознательном развитии своей культуры.
Дети обычно не задумываются о своей культуре. А вот взрослым, ответственным не только за себя, но и за родных в семье, подчинённых на работе, за судьбы Родины и Мира, надо бы развивать свою культуру.
В педагогической науке и практике распространились иностранные понятия "компетентность". "человеческий капитал"... На мой взгляд, их можно заменить понятием "личная культура".  И ставить развитие личной культуры целью образования. Но для этого надо переосмыслить понятие "культура", научиться функциональной диагностике личной культуры, как диагностируем здоровье.

ФТ?: "главное, речь идет о устоявшемся мировоззрении, ценностях человека. Они составляют фундамент культуры личности"
АВВ: согласен: мировоззрение, человеческие ценности - фундамент культуры личности. И в лепестковой диаграмме личной культуры - https://www.facebook.com/photo.php?fbid=10202521937522833&set=gm.798137273580773&type=1 - имеют свои сектора. Т.е. это - понятия не только философские, но и для тестирования качеств личности.

ФТ?: "А если только поиск, текучесть, пересмотр ценностей и сомнение, их девальвация? То можно ли говорить о культуре ВЗРОСЛОГО?"
АВВ: О той или иной личной культуре "можно говорить" по отношению к любому человеку любого возраста. Вы уже заметили, что придерживаюсь естественно-научной, а не аксиологической (оценочной) трактовки "культуры".
В понятии личной культуры интегрирую разные качества личности, сформированные образованием. Наша беда - в распространении "клипового" со-знания. В "информатизации" образования упор на технику и ИКТ. А основы бытия человека и общества отставлены даже не на второй план, а на дальние "задворки".

ФТ?: "...быть может, информационная культура - это культура форм восприятия внешнего мира, его потока, и не более?"
АВВ: "информационная культура личности" - фундамент личной культуры. Но только часть, а не вся личная культура. В посте о секторах личной культуры такой взгляд развёрнут подробнее.
Не будем подменять целое частью, пусть и фундаментальной.

ФТ?: "...обращаться сегодня к культуре личности в целом - обращаться к "бездне"?
АВВ: Известно крылатое выражение: "каждый человек - вселенная". Естественные науки ныне с успехом изучают Вселенную.  Зачем же нам откладывать изучение личной культуры на неопределённое будущее?
В нашей группе - сотня специалистов разных ветвей науки и образования. Если все примут участие в общем деле, личная культура не покажется такой "бездной", как каждому в отдельности.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога