Вверх по лестнице учащегося всю жизнь

То, что написано ниже, в общем известно, однако продумано ли каждым в свете личного опыта?  Модель помогает представить приращение качеств учащегося, самоопределиться на пути по лестнице саморазвития от ученика в школе до достигнутой ступени и далее.
У каждого эта лестница  - своя по возрастным срокам. Вместе с тем в ней различаем закономерную последовательность функционально-возрастных ступеней.

Учащийся как инженер
Учащийся как искатель
Учащийся как творец
Учащийся как читатель
Ученик в школе и других образовательных учреждениях

Ниже - моё понимание отдельных ступеней и лестницы в целом.

Ученик - тот, кто пользуется уроками и наставлениями от другого; последователь Учителя (библейское значение). Ученик - это ведомый, ведомый не только в трансляции знаний от поколения к поколению, но и в воспитании человеческих качеств (усвоении и применении в жизни морально-этических ценностей, законодательных норм, традиций культуры...). Ученик воспроизводит в своём поведении нормы поведения, принятые в его среде, причём воспроизводит дисциплинированно (слово, которое в "лихие девяностые" ушло на задворки нашего общежития :)

Учащийся как читатель - ранняя стадия трансформации ученика, на которой он познает мир не только через учебник и рассказы учителя, но и через самостоятельное чтение литературы, рекомендованной учителем, родителями,  друзьями. В эту стадию вступаем ещё в школе, но "чтение по рекомендации" проходит через всю жизнь.

Учащийся как творец зарождается также в школе, когда по заданиям учителей-предметников пишет рефераты прочитанного, сочинения на вольную тему... Учащийся как писатель формируется и в вузе, и позднее - в коммуникации через письма, а ныне - в блогах, социальных сетях Интернет.
Правда, в последние десятилетия в массовой практике письменный обмен текстами, аргументированными суждениями выходит из моды (то ли потому, что "коннективизм" в социальных сетях, требуя всё больше времени на чтение "дружеских лент", оставляет всё меньше на осмысление прочитанного и производство нового знания; то ли  из-за ухода в программирование, другие технологии в ущерб науке...).
Этот сдвиг наблюдаем и в юной группе "Образование 3", где обратная связь, диалоги - скорее роскошь, чем повседневная практика :(( А ведь записываются в группу - по внутренним побуждениям (не по разнарядке и квотам, как в системе повышения квалификации).

Учащийся как искатель популярен в ХХ1 в., когда поиск стал чуть ли не главным занятием в Интернет. Поиск не только содержательной информации, но и новых веб-сервисов и возможностей их применения в учебном процессе (особенно в случаях информатизации для информатизации).

Учащийся как инженер - это скорее будущее, когда человек формирует персональную образовательную среду и реализует в ней свою автодидактику. Но ростки таких действий опытных учащихСЯ наблюдаем уже сегодня.

Эти роли (и типичные для них навыки) совмещают конкретные люди (учителя, преподаватели вузов, специалисты других профессий...). А "лестницу учащегося" используем как модель качественного роста человека в его саморазвитии.

Ждём комментарии о возможностях применения модели при анализе личных траекторий учащихся всю жизнь.

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога