Образовательная среда как внешняя структура, в которой учащийся организует процесс саморазвития

Следуя известному науке структурно-генетическому анализу, различаем в образовательной среде "структуры" и "процессы" (последние - двух типов: воспроизводство структуры через функционирование её составляющих; перестройка структуры, её развитие под влиянием внешних и внутренних факторов)
Структуры - это устойчивые сочетания объектов, явлений.
Например, "классно-урочная система" обучения детей - это структура образования, которая воспроизводилась из поколения в поколение вплоть до настоящего времени. Эта структура (с некоторыми изменениями) была перенесена и в образование молодёжи (лекции и семинары в аудиториях вузов), и в просвещение взрослых (вечерние и воскресные школы...).
Распространение персональных компьютеров и компьютерных сетей (вплоть до глобальной сети Интернет) дало толчок становлению новых структур образования:
а) Дистанционное обучение и самообразование пользователей web 2.0 "спиной к спине" (это - переходная структура, где главная роль в образовательном процессе переходит от "учителя" к "учащемуся", который сам выбирает, в какой среде ему учиться, меняет соотношение очной и дистанционной коммуникации, разрабатывает индивидуальную программу своего развития или стихийно адаптируется к обстоятельствам).
б) Кооперативное саморазвитие в сетевых сообществах (от "а" отличается поворотом учащихся "лицом к лицу": сотрудничеством в парах и группах по целенаправленным проектам).
Сообщества основаны на разделении труда и взаимодополнительности участников. Разделение труда в сетевых сообществах удалённых друг от друга партнёров возможно при неукоснительном выполнении своих функций в сетевом проекте. Функции партнёров определяются в соглашении с ведущим проекта и прекращаются письменным уведомлением о выходе из проекта.

Процессы функционирования персональной образовательной среды  идут независимо от учащегося в ней.  Учащемуся важно включать в ПОС надёжных партнёров и устойчивые структуры (источники информации, каналы коммуникации...).
Напротив, развитие ПОС (её перестройка) направляется самим учащимся в соответствии с тактическим и стратегическим планами его саморазвития. К процессам развития ПОС учащимся относим:
а) выбор консультантов, со-учащихся, сообществ и налаживание взаимодействий с ними;
б) строительство учащимся новых сообществ для совместного решения проблем, которые ставит жизнь;
в) освоение учащимся новых для него компьютерных программ, веб-сервисов...;
г) пополнение учащимся своей медиатеки фундаментальными источниками;
д) создание учащимся в своей ПОС новых структур (например, веб-портфолио вместо бумажного портфолио...)

Процессы развития ПОС - это часть саморазвития учащегося. Существенная, но не единственная. Развитие ПОС подчинено движению учащегося к целям - решению очередных проблем жизни.

Выделение в персональной образовательной среде учащегося структур (социальных, информационных, технических, технологических...) и процессов (функционирования, развития...) помогает спроектировать среду под актуальные задачи и управлять изменениями ПОС.

В комментариях поделитесь опытом обустройства своей ПОС. 

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога