Воспроизводство и развитие культуры учащегося народа

Модель "Образование 3" нацелена на интеграцию знаний и умений учиться в трудовом возрасте (когда учёбу сочетают с трудом на рабочем месте) и в т.н. "третьем возрасте" (после выхода на пенсию, когда минимум 8 часов былой занятости освобождается для познания, социализации и других жизненных функций).

В сентябре вспомнили, что такое "культура учащегося" (в нашем понимании - http://www.openclass.ru/node/341677 - единство его сознания и действий), и выделили в ней главную "триаду":
культура взрослого учащегося как ведущего своё саморазвитие,
в персональной образовательной среде
по индивидуальной автодидактике.

В октябре осваивали взгляд "от учащегося" на самообразование в 4-х модулях:
познания, социализации (Вебинар 1410b), цикличности работы с информацией (Вебинар 1410с), сочетания труда и учёбы (Вебинар 1410d - удивительно, что никто не спросил: "а разве учёба - не труд"?). В Вебинаре 1410е обращаю внимание на понятия "воспроизводство" и "развитие" культуры учащегося народа.

Вспомним, что понятие "учащийся народ" ввёл 100 лет назад В.И.Вернадский (http://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-uchaschegosya-naroda-v-i-vernadskiy-ob-obrazovanii-i-prosveschenii). В традиции русского космизма понимание культуры учащегося народа противостоит узкому прагматизму, клиповому мышлению, другим негативным последствиям технократической информатизации учебного процесса. Культура учащегося народа слагается из личных культур учащихся, каждое поколение которых призвано воспроизводить культуру и развивать её далее в интересах человека и общества.

В нашем понимании, воспроизводство культуры учащегося - постоянное обновление его готовности (знаний, умений..) действовать в исторически сложившихся бытовых, производственных, политических условиях. Иными словами, к воспроизводству культуры относим функционирование учащегося в образовательной системе, его учебу как освоение культуры предыдущих поколений.
Развитие культуры учащегося понимаем как перестройку его интересов и/или способностей к новым профессиональным, бытовым, гражданским действиям.

Поясню на собственном опыте. Более полувека (1954-2006 гг.) учился и трудился в среде профессиональных географов (сначала на географическом факультете МГПИ им. В.П. Потёмкина, затем - в Институте географии АН СССР/РАН). Осваивал "географическую культуру" (по В.П.Максаковскому, 1998 - культура профессиональных географов), в чём-то развивал её дальше (структурно-генетический подход; естественно-историческая концепция территориальной организации общественного воспроизводства; представление о личной геокультуре...)
Последние 15 лет осваивал Интернет (сначала - для географов, затем - как растущий сегмент мировой культуры, изменивший бытие миллионов людей). В этом очно-дистанционном, затем дистанционно-очном процессе самообразования/саморазвития пришёл к модели "Образование 3", которую в 2014-2015 учебном году прорабатываю в международной группе -https://www.facebook.com/groups/714385765289258/

Модель "Образование 3" интегрирует и по-новому структурирует взгляды на роль и действия взрослого учащегося в обществах ХХ1 века. Поскольку "умение учиться" декларировано как фундаментальное в культуре нашего современника, модель учащегося в персональной образовательной среде по индивидуальной автодидактике ожидает своего звёздного часа.

А пока совершенствуем отдельные модули. Надо ли ввести в модель представления о воспроизводстве (функционировании) и развитии личной культуры учащегося?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога


Powered By Blogger