ПОЗНАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ.Часть 3. Познание в сотрудничестве

После анализа познания и социализации в сетевой группе - время их интегрированного восприятия. Подчиняя задачи социализации учащегося задачам познания нового, мы формулируем тему так: "Познание в сотрудничестве"

1. Предварительно несколько слов об историческом предшественнике - "познание в Сети". Десять лет назад в Рунет пришла эпоха web 2.0 (специализированные вебсервисы и многофункциональные платформы для социальных сетей: "одноклассники", "Мой Мир" на mail.ru, "Мой Круг" на yandex.ru и др). Расширяя миры, круги "друзей", человек получал доступ к их знаниям, преодолевал зашоренность своей профессии и, более широко, своей культуры. Но коннективизм в практике масс увеличил общественный хаос. В рыночных экономиках эта социальная технология вела к автономизации человека и атомизации общества.

2. Коннективизм - необходимый этап и структурная составляющая самоорганизации и саморазвития учащегося. Необходимый, но не достаточный для перехода от авторитарных обществ, где граждане объединены сильной центральной властью и исполнительной дисциплиной к обществам,  построенным на сбалансированном сочетании самоорганизации человека и общественных институтов "снизу-вверх" и организации "из центра".

3. Баланс самоорганизации человека и организации в сообществе - один из принципов автодидактики учащегося в модели "Образование 3". Организация извне (по отношению к учащемуся как центральной фигуре в образовательном процессе) - это не былое администрирование (очень живучее в образовательных организациях с очным общением участников учебного процесса), а отбор инфраструктуры (LMS платформа + дополнительные вебсервисы) лидерами группы и коллективное формирование правил поведения со-учащимися.

4. В сетевых сообществах приказная организация  (административное управление) заменяется алгоритмом "направляемая самоорганизация". Самоорганизацию членов сообщества направляют не команды сверху, не зарплата наёмного трудящегося, а сформированная лидерами мотивирующая образовательная среда и зажигающие примеры действий лидеров в этой среде.

5. Если от вышесказанных общих принципов перейти к конкретной ситуации в группе "Образование 3" в середине октября 2014, то следует признать

* среда учащегося в Facebook в общих чертах сформирована и
воспроизводится в недельных вебинарах по одному алгоритму;
правда, алгоритм этот понят и поддерживается немногими;
большинство - на низшем, организационном, уровне социализации,
т.е. вступили в группу, но не взаимодействуют в ней.

* есть неформальный лидер, ведущий обсуждение модели "О3",
но зажечь/увлечь со-учащихся в сетевые диалоги он не сумел.

* хотя декларируют интерес, скажем, к формуле ПОСРЕДНИК,
нет попыток поиграть с этой формулой, применить к практике.

Итак, сотрудничества в освоении модели "Образование 3" пока нет. Что нужно  изменить в действиях неформального лидера и со-учащихся, чтобы наладить сетевое сотрудничество в дистанционном образовании?

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога