Об автодидактике учащегося в третьем возрасте

Мои ответы на задание Вебинара 1409с - https://www.facebook.com/groups/714385765289258/permalink/755044987890002/

1. Вступление

Отвечаю на задание с позиций автора модели учащегося в трудовом (25-55 лет) и третьем (с 55 лет...) возрастах, а также ведущего освоения этой модели в группе "Образование 3" -  https://www.facebook.com/groups/714385765289258/.

К модели "Образование 3" (точнее: комплексной модели самообразования или саморазвития) подведён всем опытом жизни после окончания в 1959 году Московского городского педагогического института. За 54 года (до ноября 2013, когда на Конгрессе инновационного образования представил конспект модели "Образование 3" - (http://vio.uchim.info/Vio_121/cd_site/articles/art_1_2.htm) ни разу не был "слушателем" каких-либо курсов "повышения квалификации". В докладе Конгрессу обобщён опыт "неформального" образования (среди коллег в Институте географии АН СССР - РАН; на конгрессах Международного географического союза и двусторонних симпозиумах с географами разных стран...), "информального" образования (в потоке жизни там, куда приводила судьба :)

Как ведущий вебинаров (семинаров в www) в группе "Образование 3" руководствуюсь опять же не лекциями в каком-либо педагогическом вузе или ИПКРО, а практикой в мультидисциплинарном сообществе СТОИК (Сетевые Технологии Образования, Инноваций, Коммуникации) в 2002-2006 гг, в семинаре «Инновационные дистанционные технологии непрерывного образования» (ФИРО, 2008 г.) -
http://my.mail.ru/community/profi-edunet/7420B9EF00BD5AB8.html, опытом сопровождения онлайн многих конференций и семинаров. Конечно, "нет ничего практичнее хорошей теории", но в России теории образования вышли из детской психологии и педагогики; основы и технологии "дето-вождения" перенесены и на организацию образовательного процесса для взрослых. В последнее десятилетие монополию педагогов в образовательном процессе начинают преодолевать, но до массового освоения новых моделей учащегося ещё далеко.

В авторском сопровождении недельных вебинаров по модулям модели "Образование 3" руководствуюсь простыми принципами: "лучшая проповедь - личный пример" и "делай как я". Вместе с коллегами осваиваю новые источники, отбирая наиболее информативные, отвечаю на вопросы, рефлексирую результаты...

2. Дидактика и автодидактика

Почему Яндекс даёт на "дидактику" около миллиона ответов, а на  "автодидактику" - только 13 тысяч?

От Яна Амоса Коменского с его "Великой дидактикой" образовательный процесс вели педагоги, преимущественно в стенах школьных заведений. Дидактика - взгляд "от учителя". Этот взгляд сжато представлен на сайте http://didaktica.ru. Есть разделы "Дидактика высшей школы" и "Дидактика взрослых". Более широкий подход "в логике... проектно-технологического типа организационной культуры" - в книге А.М.Новикова "Методология образования" (М.: «Эгвес», 2006. — 488 с. - https://clck.ru/9JoN6). Кстати, на сайте академика РАО А.М.Новикова - http://www.anovikov.ru/ - найдёте немало интересного для саморазвития во втором и третьем возрастах.

Дидактику "проходят" в педагогических вузах и на курсах институтов повышения квалификации. А кто, где, на каких курсах систематически осваивает автодидактику? Буду благодарен коллегам за ссылки на такие МООС.

По дидактике издано множество книг и статей. А по автодидактике? Попробуем вместе составить список рекомендуемой литературы?

3. Моё понимание автодидактики взрослого учащегося, повседневно использующего Интернет.

Прикосновение :) к автодидактике эпохи Интернет произошло в 2008 г. при подготовке доклада для международной конференции Educa Online Moscow - http://my.mail.ru/community/profi-edunet/34DB3B2C5219658A.html  Поисковые системы тогда выдавали на "автодидактику" почти исключительно ссылки на   В.А.Куринского (Постпсихологическая автодидакика, 1994 и др.). Его книги и видеолекции (http://www.postpsychology.org/books/cd-autodidactics-1/) содержат множество полезных советов тем, кто учился до (и без) Интернета. Реже попадались ссылки на книгу Д.Г.Левитеса (2003 г.), ориентированную на студентов педагогических институтов и учителей.

В варианте автодидактики для "учащегося народа" в ГЕОС упор на сочетание ключевых слов (для поиска по интересам), моделей и технологий познания учащимся мира и себя, этики общения и работы с информацией в Интернет на основе современной информационной культуры личности, отбора сервисов web 2.0  Результаты должны быть видны миру в открытом веб-портфолио учащегося. Иными словами, автодидактика учащихся в эпоху Интернет объединяет весь цикл "информация в обществе - знание в голове - новая информация для всех".

Коллеги, поделитесь, пожалуйста, Вашим восприятием источников по автодидактике в эпоху Интернет, а также результатами применения принципов и технологий автодидактики в Вашей жизни.

4. К автодидактике учащегося в третьем возрасте

Особенности автодидактики учащегося в пенсионные годы, когда у неработающих освобождается время для познания нового (вместе с тем меньше внешних стимулов для непрерывного образования), пока мало изучены. Надеюсь получить материал на IV Чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров (Москва, 23-24 сентября 2014)


Источники:

Анненков В.В. (2008) Автодидактика учащегося в Интернет - http://moikompas.ru/compas/autodidactic

Куринский В.А. (1994)  Постпсихологическая автодидакика [ электронный ресурс ] / URL: http://www.postpsychology.org/books/cd-autodidactics-1/  .-[дата обращения 01.08.2013]

Левитес Д.Г. (2003) Автодидактика: Теория и практика конструирования собственных технологий обучения. М., Воронеж

Обо мне

Моя фотография

Географ по образованию и почти полувековому опыту работы в Институте географии Академии наук с 2007 года занимаюсь проблемами непрерывного образования в сетевых сообществах Интернет, с 2009 года эксперименты в openclass.ru, где легко найдете мои результаты, введя vann1936 в строку поиска.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога