После анализа познания и социализации в сетевой группе - время их интегрированного восприятия. Подчиняя задачи социализации учащегося задачам познания нового, мы формулируем тему так: "Познание в сотрудничестве"
1. Предварительно несколько слов об историческом предшественнике - "познание в Сети". Десять лет назад в Рунет пришла эпоха web 2.0 (специализированные вебсервисы и многофункциональные платформы для социальных сетей: "одноклассники", "Мой Мир" на mail.ru, "Мой Круг" на yandex.ru и др). Расширяя миры, круги "друзей", человек получал доступ к их знаниям, преодолевал зашоренность своей профессии и, более широко, своей культуры. Но коннективизм в практике масс увеличил общественный хаос. В рыночных экономиках эта социальная технология вела к автономизации человека и атомизации общества.
2. Коннективизм - необходимый этап и структурная составляющая самоорганизации и саморазвития учащегося. Необходимый, но не достаточный для перехода от авторитарных обществ, где граждане объединены сильной центральной властью и исполнительной дисциплиной к обществам, построенным на сбалансированном сочетании самоорганизации человека и общественных институтов "снизу-вверх" и организации "из центра".
3. Баланс самоорганизации человека и организации в сообществе - один из принципов автодидактики учащегося в модели "Образование 3". Организация извне (по отношению к учащемуся как центральной фигуре в образовательном процессе) - это не былое администрирование (очень живучее в образовательных организациях с очным общением участников учебного процесса), а отбор инфраструктуры (LMS платформа + дополнительные вебсервисы) лидерами группы и коллективное формирование правил поведения со-учащимися.
4. В сетевых сообществах приказная организация (административное управление) заменяется алгоритмом "направляемая самоорганизация". Самоорганизацию членов сообщества направляют не команды сверху, не зарплата наёмного трудящегося, а сформированная лидерами мотивирующая образовательная среда и зажигающие примеры действий лидеров в этой среде.
5. Если от вышесказанных общих принципов перейти к конкретной ситуации в группе "Образование 3" в середине октября 2014, то следует признать
* среда учащегося в Facebook в общих чертах сформирована и
воспроизводится в недельных вебинарах по одному алгоритму;
правда, алгоритм этот понят и поддерживается немногими;
большинство - на низшем, организационном, уровне социализации,
т.е. вступили в группу, но не взаимодействуют в ней.
* есть неформальный лидер, ведущий обсуждение модели "О3",
но зажечь/увлечь со-учащихся в сетевые диалоги он не сумел.
* хотя декларируют интерес, скажем, к формуле ПОСРЕДНИК,
нет попыток поиграть с этой формулой, применить к практике.
Итак, сотрудничества в освоении модели "Образование 3" пока нет. Что нужно изменить в действиях неформального лидера и со-учащихся, чтобы наладить сетевое сотрудничество в дистанционном образовании?
1. Предварительно несколько слов об историческом предшественнике - "познание в Сети". Десять лет назад в Рунет пришла эпоха web 2.0 (специализированные вебсервисы и многофункциональные платформы для социальных сетей: "одноклассники", "Мой Мир" на mail.ru, "Мой Круг" на yandex.ru и др). Расширяя миры, круги "друзей", человек получал доступ к их знаниям, преодолевал зашоренность своей профессии и, более широко, своей культуры. Но коннективизм в практике масс увеличил общественный хаос. В рыночных экономиках эта социальная технология вела к автономизации человека и атомизации общества.
2. Коннективизм - необходимый этап и структурная составляющая самоорганизации и саморазвития учащегося. Необходимый, но не достаточный для перехода от авторитарных обществ, где граждане объединены сильной центральной властью и исполнительной дисциплиной к обществам, построенным на сбалансированном сочетании самоорганизации человека и общественных институтов "снизу-вверх" и организации "из центра".
3. Баланс самоорганизации человека и организации в сообществе - один из принципов автодидактики учащегося в модели "Образование 3". Организация извне (по отношению к учащемуся как центральной фигуре в образовательном процессе) - это не былое администрирование (очень живучее в образовательных организациях с очным общением участников учебного процесса), а отбор инфраструктуры (LMS платформа + дополнительные вебсервисы) лидерами группы и коллективное формирование правил поведения со-учащимися.
4. В сетевых сообществах приказная организация (административное управление) заменяется алгоритмом "направляемая самоорганизация". Самоорганизацию членов сообщества направляют не команды сверху, не зарплата наёмного трудящегося, а сформированная лидерами мотивирующая образовательная среда и зажигающие примеры действий лидеров в этой среде.
5. Если от вышесказанных общих принципов перейти к конкретной ситуации в группе "Образование 3" в середине октября 2014, то следует признать
* среда учащегося в Facebook в общих чертах сформирована и
воспроизводится в недельных вебинарах по одному алгоритму;
правда, алгоритм этот понят и поддерживается немногими;
большинство - на низшем, организационном, уровне социализации,
т.е. вступили в группу, но не взаимодействуют в ней.
* есть неформальный лидер, ведущий обсуждение модели "О3",
но зажечь/увлечь со-учащихся в сетевые диалоги он не сумел.
* хотя декларируют интерес, скажем, к формуле ПОСРЕДНИК,
нет попыток поиграть с этой формулой, применить к практике.
Итак, сотрудничества в освоении модели "Образование 3" пока нет. Что нужно изменить в действиях неформального лидера и со-учащихся, чтобы наладить сетевое сотрудничество в дистанционном образовании?
Комментариев нет:
Отправить комментарий