ИНТЕРНЕТ УЧИТЕЛЮ ГЕОГРАФИИ



Из истории освоения Интернета географами (доклад В.В. Анненкова в ИОСО в 2001 г.)
За 15 лет  гиперссылки устарели (проблема хранения информации в Интернете :( А какие из тезисов не утратили актуальность?



     1. Массовое подключение школ к Интернету обострило проблему Интернет-образования учителей-предметников. Но такая подготовка, как правило, отсутствует в государственных образовательных стандартах для педагогических вузов и в планах институтов повышения квалификации учителей. Для скорейшего распространения Интернет-образования необходимы скоординированные усилия всех субъектов этого процесса.

     2. В сообщении рассматривается опыт Интернет-комиссии при Московском Центре Русского географического общества в 2000-2001 учебном году. Комиссия разработала Программу общественного содействия российским географам в освоении Интернет и участвует в реализации ее задач, в частности, раздела "Интернет-подготовка и переподготовка географов". Опыт Комиссии дает пищу для обсуждения вопроса о роли научных обществ в Интернет-образовании учителей-предметников.

     3. Интернет-образование понимается как освоение и развитие информационных ресурсов глобальной компьютерной сети пользователями на основе технологий, избранных в соответствии с образовательными задачами и спецификой ресурсов сети. Существующий дисбаланс технологических и содержательных задач в освоении Интернет допустим лишь как временное явление для начинающих пользователей сети. Особое, пока только зарождающееся в большинстве предметов, направление представляет методика использования материалов из Интернет на уроках и во внеклассной работе.

     4. Судя по опыту Интернет-комиссии МЦ РГО, научные общества предоставляют нейтральную аудиторию для обсуждения задач предметного использования сети и взаимодействия субъектов Интернет-образования, рекомендуют специалистов для участия в образовательных проектах, консультируют содержание существующих веб проектов и инициируют новые.

     5. Учителям, начинающим осваивать содержание Интернет, необходимы каталоги по предметам, обзоры-лоции и другие средства ориентации в океане глобальной сети. Наиболее полный русскоязычный каталог для географов создан на www.aport.ru (Наука - географические науки и т.д.). Есть в нем и раздел "География в школе". Каталогизацию ресурсов по географии надо развивать, используя разные возможности, напр., бесплатные услуги Яндекса (www.zakladki.ru), Рамблера (bookmarks.rambler.ru). Начало библиотеке обзоров положено на страницах geofak-mpsu.narod.ru/official/inetforschool/obzor/index.htm. Наряду с каталогами начинающим пользователям полезно обращаться с просьбами рекомендовать лучшие ресурсы в специализированные форумы (например, forum.list.ru/cgi-bin/forum?id=3653&kod=1), в виртуальные методические объединения (schools.techno.ru/szo/vmoug).

     6. Большинство учителей-предметников не имеют достаточно времени для просмотра и отбора ресурсов непосредственно в сети. Им может помочь обмен избранными ресурсами по электронной почте. Находясь в сети на интересной странице, можно отправить ее коллеге или в рассылку, вставив в начало письма сетевой адрес страницы. Существует служба доставки ресурсов; для обращения к этой услуге надо только знать сетевой адрес нужного ресурса. Получение веб страницы по E-mail экономит дорогое время в сети, так как подробное изучение содержания страницы происходит уже вне сети. Организовать обмен лучшими ресурсами между учителями, а также сообщение избранных веб адресов могли бы научные общества в сотрудничестве с виртуальными объединениями учителей-предметников.

     7. В декабре 2000 г. Интернет-комиссия провела обсуждение вопросов освоения Интернет московскими учителями географии. В обсуждении участвовали учителя трех школ, методист по географии одного из округов, сотрудники научных институтов, аспиранты и преподаватели МПГУ. Собрание пришло к следующим выводам.
     Использовать Интернет непосредственно на уроках для класса 20-30 человек (а таких большинство) неэффективно. Интернет нужен учителю для обмена опытом и участия в конкурсах (например, дистанционная обучающая олимпиада по географии), для самообразования (материалы, подобные http://pedsovet.alledu.ru/2000/section/geo/index.htm), для актуализации информации и иллюстраций к урокам (новая статистика, фотографии и карты, анимации географических процессов - движения воздушных масс, образования рельефа и пр.), для развития сетевых проектов (напр. www.mig19.schel.ac.ru, www.chat.ru/~wstalker, www.gtp.org, library.thinkquest.org/27384/index.html).
    
Комиссия по Интернет может помочь учителям разработкой модульных обучающих курсов, координацией развития веб сайтов школьной географии, организацией подготовки веб комплексов (текст+карты+фото+тесты и пр.) по отдельным курсам, объединением учителей для обмена опытом.

     8. Эти выводы подтверждаются и результатами мини-опроса, проведенного перед конференцией ИОСО 8 июня. Ответы на вопросы, предложенные при подготовке к конференции, прислали Т.А. Иванова (школа 497), А.И. Крылов (школа "Эллада"), А.А. Лобжанидзе (географический факультет МПГУ и экономическая школа), Т.Г. Чернухина (школа 1939). Все они в той или иной мере знакомы с ресурсами Интернет по своему предмету (преимущественно русскоязычными).
     Наиболее полезными для использования в школьных курсах географии они считают: иллюстративные веб ресурсы (карты, фотографии, космические снимки, web-камеры); новую статистику; страноведческие справочники типа "CIA fact's book"; игровые ресурсы (например, викторина по странам на map.com); веб ресурсы по регионам и городам России; рассылки типа "Страноведение - новости от Ассоциации путешественников", где есть ссылки на свежий материал по всему миру; метеорологические сайты; методические разработки уроков, подобные тем что дает school.aol.com. Материал для географов в сети достаточно разнообразен. А.И. Крылов даже предложил его типологию: 1. Наглядные ресурсы (картинки, видео, web-камеры...), 2. Статистика. 3.Справочная информация. 4. Web-атласы. 5. Методика. 6. Авторские публикации. 7. Издательства учебных пособий. 8. Нормативные документы образования. 9. Периодические педагогические издания. 10. Игры. 11. Дистанционное обучение. 12. Сетевые проекты (конкурсы, олимпиады, исследования...).
     Материалы Интернет могут использоваться географами и на уроках (типы 1-4, 10, преимущественно off line), и во внеурочной деятельности (сетевые олимпиады, конкурсы, поиск информации для рефератов), и в дополнительном образовании. Т.Г. Чернухина отметила дистанционную обучающую олимпиаду по географии, проведенную северо-западным учебным округом Москвы, а также организованный компанией Сканэкс конкурс "Живая карта" (чтение космических снимков). Велико значение Интернет для развития межпредметных связей.
     Опыт использования Интернет-ресурсов непосредственно на уроках географии "крайне ограничен, т.к. в кабинете географии нет компьютера и приходится "побираться" у информатиков или проситься в видеокласс, где тоже проводятся уроки" (Т.Г. Чернухина). Т.А. Иванова применяет работу в сети и на уроках, но более эффективным считает самостоятельную работу при подготовке к урокам, проектную деятельность учащихся под руководством учителя. А.А. Лобжанидзе считает использование Интернет эффективными для участия в международных проектах и конференциях.
     Интеграцию дистанционных и очных форм обучения перспективной считают все. Т.Г. Чернухина комментирует так: "Дистанционная форма безусловно экономит время. Мне кажется, что выполнение каких-то практических заданий целесообразно отсылать по электронной почте, а вот лекционные и семинарские занятия проводить очно". А.И. Крылов аргументирует перспективность интеграции "многими показателями - от нехватки учителей в школах, до желания учащихся (или их родителей) обучаться по индивидуальному плану, в том числе по системе "экстернат". А.А. Лобжанидзе отмечает, что интеграция "уже есть в проекте "Телешкола" - www.teleschool.ru".

     9. Опыт объединения очной и дистанционной форм в модульном курсе повышения квалификации учителей географии в области Интернет-образования предлагался осенью 2000 г. (www.ioso.ru/ts/archive/anenkov.htm), но заказов на такой курс так и не поступило.

     10. В отличие от традиционной информационной парадигмы образования в освоении Интернет эффективнее креативный подход: изучение ресурсов сети и овладение технологиями работы с ними подчинено цели создания новых сетевых ресурсов. Например, учебно-практический семинар "Интернет для школьной географии" на географическом факультете МПГУ осенью 2000 г. привел к созданию студентом М.Дегтяревым факультетского сайта geofak-mpsu.narod.ru, а участники семинара формировали упомянутую выше библиотеку обзоров лучших ресурсов. Креативный подход стоит опробовать и в очно-дистанционных курсах повышения квалификации учителей, ориентируя участников таких курсов на разработку школьных веб проектов.

     11. Учителя географии, пожалуй, более других предметников нуждаются в привлечении ресурсов Интернет для актуализации и визуализации фактической информации о России и мире, для восполнения недостатка карт и космических снимков разных масштабов, геоинформационных систем, ныне входящих в широкое практическое использование. Кроме того, Интернет способствует повышению квалификации учителей, позволяя следить за новым в теоретических основах географии и методике ее преподавания в школе как в нашей стране, так и в мире. Чтобы эффективно использовать эти возможности учитель географии должен овладеть технологиями работы с различными ресурсами глобальной сети. Почему бы не ввести на географических факультетах педагогических вузов подготовку учителей географии и информатики?

     12. Причины медленного освоения Интернет учителями географии не столько технические, сколько социальные. Даже в школах, подключенных к Интернет, географ часто не может работать в сети, ибо не умеет, или доступ зависит от учителя информатики и администрации школы. На географических факультетах педагогических университетов Интернет-образование еще не поставлено. Нищенская зарплата не позволяет учителю приобрести компьютер и освоить информационные технологии и ресурсы Интернет самостоятельно. Нет системы социальной и материальной мотивации использования Интернет в школьном образовании.

     13. Опыт Интернет-комиссии МЦ РГО свидетельствует об актуальности формирования культуры телекоммуникации. Необязательность в переписке - на письма отвечают менее трети адресатов - затрудняет сотрудничество субъектов Интернет-образования, особенно в тех дистанционных проектах, где нет рычагов экономического и социального воздействия на партнеров.

     14. На этапе становления национальной системы Интернет-образования особого внимание необходимо уделить мотивации действий субъектов образования, особенно общественных организаций и отдельных энтузиастов. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций при поддержке 123 стран мира провозгласила 2001 год Международным Годом Добровольцев (www.unv.org и www.iyv2001.org). Но на обращение Комиссии МЦ РГО поддержать Программу общественного содействия географам в освоении Интернет отклик был слабым. Вывод: проект может зародиться как волонтерский, пройти общественное обсуждение, но, чтобы развиваться в России, он должен получить финансовую поддержку. А для этого необходим тесный контакт общественных организаций и государственных институтов и фондов.

     15. В резолюции конференции полезно было бы конкретизировать задачи разных субъектов Интернет-образования для более четкой их кооперации, например:
     - Учителям-предметникам "не ждать милостей" администрации школы и учителя информатики, а искать пути самостоятельного освоения элементарных навыков работы в Интернет, и главное - информационных ресурсов глобальной сети по своей специальности. Завести персональный адрес электронной почты для участия в телеконференциях, конкурсах, дистанционных курсах, сетевых проектах, виртуальных методических объединениях, других формах обмена опытом и изучения ресурсов всемирной паутины.
     - Администрации школ и органам управления образованием расширять материальные возможности и мотивацию использования Интернет учителями для повышения качества образования.
     - Институтам повышения квалификации организовывать очно-дистанционные курсы пользователей Интернет для учителей-предметников с акцентом на освоение информационных богатств всемирной сети с помощью специалистов из разных ведомств.
     - Педагогическим университетам принять меры к оснащению факультетов и кафедр компьютерными классами и включению Интернет-образования в учебные планы, чтобы по завершении высшего образования молодые педагоги владели основами Интернет-технологий и ориентировались в информационных ресурсах Интернет по специальности.
     - Учебно-методическим объединениям университетов рассмотреть перспективы включения Интернет-образования в государственные образовательные стандарты по специальностям.
     - Институтам Российской Академии образования развернуть исследования проблем включения Интернет в образовательный процесс.
     - Научным обществам по предметам общего среднего образования содействовать освоению ресурсов Интернет методистами и учителями по своему профилю.
     - Автономной некоммерческой организации "Федерация Интернет Образования" активнее привлекать общественных объединения по предметам школьной программы к реализации проекта Pokolenie.ru.
     - Министерству образования РФ координировать усилия субъектов Интернет-образования на основе Государственной программы информатизации образования.

     16. Интернет-комиссия МЦ РГО при финансовой поддержке заинтересованных структур готова взяться за проекты:
     - библиотека географических ресурсов сети на CD для их изучения учителями в режиме offline;
     - очно-дистанционный курс "Введение в Интернет для учителей географии";
     - семинар для методистов системы ИПКРО "Информационные ресурсы Интернет для школьной географии";
     - консультирование содержания веб сайта виртуального методического объединения учителей географии.

Контакты

  • Мобильный телефон: 8-916-911-2325
  • Электронная почта: vann@mail.ru

Twitter Updates

Архив блога


Powered By Blogger